Моральные дилеммы цифровой эпохи

Содержание

Слайд 2

Организация коллективного поведения животных

Организация коллективного поведения животных

Слайд 3

Сфера этического: значение и происхождение

Сфера этического: значение и происхождение

Слайд 4

Открытая и закрытая мораль Анри Бергсон (1859-1941) Бергсон выделяет два типа

Открытая и закрытая мораль

Анри Бергсон
(1859-1941)

Бергсон выделяет два типа обществ, два типа

социальной организации, соотнося их с двумя типами морали: статической и динамической. Статическая мораль, по Бергсону, это - система привычек, устойчивых стереотипов социального инстинктоподобного поведения, доведённых до механического автоматизма навыков общения, жёстко заданных и неизменных во времени ритуалов и норм, изначально безличностных, но авторитарно поддерживаемых во имя сохранения общественной дисциплины и иерархически субординированного управляемого порядка. Закрытое общество, в котором доминирует статическая мораль, - это общество находящееся в эволюционном тупике, оно существует только во имя самосохранения себя самого, во имя сохранения своей полной самотождественности, абсолютного гомеостаза. Согласно Бергсону, открытое общество - это общество, в культуре которого возникает и получает свое естественное развитие динамическая мораль. Первичным источником динамической морали служит интуитивно-эмпатический опыт внутреннего переживания экзистенциального духовного порыва, порождающего религиозно-мистическое чувство сопричастности с мировым целым, чувство мировой гармонии... В динамической морали воплощаются принципы человеческой свободы, любви, креативности, длительности, воплощается первичная интуиция жизненного порыва. В отличие от статической деперсонифицированной морали традиционного общества, динамической мораль, по Бергсону, существенно личностна. Она реализуется в обществе в той мере, в какой она воплощается в его конкретных «харизматических» личностях, становящихся носителями высоких моральных образцов, высокой жизненной мудрости, идеалов справедливости, любви и милосердия, а также в зависимости от того, в какой мере члены этого общества способны свободно, на самом глубинном уровне своих жизненных ориентаций воспринять и взрастить в себе эти образцы и идеалы не в качестве навязанных извне, а как пережитые ими самими.

Возможно ли открытое общество и открытая мораль?

Слайд 5

Этика, мораль, нравственность Мораль — это внешняя система регуляции человеческого поведения

Этика, мораль, нравственность

Мораль — это внешняя система регуляции человеческого поведения на

основании должного.

Нравственность — это внутренняя система регуляции человеческого поведения на основании должного.

Этика — это теория морали и нравственности.

Слайд 6

Способы обоснования морали: обращение к трансцендентному

Способы обоснования морали: обращение к трансцендентному

Слайд 7

Способы обоснования морали: обращение к природе

Способы обоснования морали: обращение к природе

Слайд 8

Способы обоснования морали: обращение к обществу

Способы обоснования морали: обращение к обществу

Слайд 9

Способы обоснования морали: рациональные принципы ́Гедонизм — учение, согласно которому удовольствие

Способы обоснования морали: рациональные принципы

́Гедонизм — учение, согласно которому удовольствие является

высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия).

Эвдемонизм — этическое учение, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Перфекционизм - этическое учение, в основе которого лежит представление, что в достижении некого идеала посредством личного совершенствования состоит конечная цель человека.

Утилитаритаризм — этическое учение, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Под полезностью поступка подразумевается интегральное удовольствие или счастье, полученное всеми затрагиваемыми сторонами за время действия последствий поступка.

Прагматизм - этическое учение, в основе которого лежит представление, что в получении максимальной пользы состоит конечная цель человека.

Слайд 10

И. Кант и обоснование морали Иммануил Кант (1724-1804) Общие нравственные предписания

И. Кант и обоснование морали

Иммануил Кант
(1724-1804)

Общие нравственные предписания

Императивы (общезначимые)

Максимы

(субъективные)

Категорический императив (безусловный)

Гипотетические императивы (условные)

Поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства.

Слайд 11

Этический релятивизм Этический релятивизм — принцип, согласно которому не существует абсолютного

Этический релятивизм

Этический релятивизм — принцип, согласно которому не существует абсолютного добра

и зла; отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности.

«Некоторые боятся, что принцип культурной относительности ослабит мораль. «Если бугабуга делают это, почему не можем мы? В конце концов, все относительно». Но культурная относительность как раз не означает этого. Принцип культурной относительности не означает того, что факт разрешенности некоего поведения в каком-то первобытном племени дает интеллектуальное оправдание этого поведения во всех группах. Напротив, культурная относительность означает, что приемлемость любого негативного или позитивного обычая должна оцениваться в соответствии с тем, как эта традиция соответствует другим традициям группы» (Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию.

Клод Клакхон
(1905-1960)

Чем отличаются этический и культурный релятивизм?

Слайд 12

Взаимосвязь нравственности и морали Мораль 1 Мораль 3 Мораль 2 Нравственность

Взаимосвязь нравственности и морали

Мораль 1

Мораль 3

Мораль 2

Нравственность 2


Нравственность 3

Нравственность 4

Мораль 1

Нравственность 2

Устойчивость (консерватизм)

Изменчивость (приспособление к изменениям условий)

Изменения всегда происходят в индивиде, а не в социуме

Слайд 13

Вагонеткология (эпизод 1)

Вагонеткология (эпизод 1)

Слайд 14

Вагонеткология (эпизод 2)

Вагонеткология (эпизод 2)

Слайд 15

О дивный новый мир! Конец работы или техника определяет развитие общества

О дивный новый мир! Конец работы или техника определяет развитие общества

1992 г.

– книга Джерими Рифкина «Конец Работе»
Маркс был прав!
Производительность растёт, а занятость падает
2025 г. – 2 % занятого населения, обеспечивающего всех
Слайд 16

Труд физический и интеллектуальный Создаваемое техническим прогрессом некоторое число новых рабочих

Труд физический и интеллектуальный

Создаваемое техническим прогрессом некоторое число новых рабочих

мест неизмеримо меньше того количества, которое ликвидируется тем же процессом третьей промышленной революции.
Упадок сельского хозяйства: биотехнологи против фермеров
Синие воротники (производственный рабочий класс) и белый воротники (офисные рабочие) тоже не нужны
«Роботы» посягают на образование и искусство
Слайд 17

Безлюдное производство и рост населения Что делать? Человек вытесняется из экономических

Безлюдное производство и рост населения Что делать?

Человек вытесняется из экономических процессов
Останется

ли он участником политических?
Критическое большинство могут оказаться «новыми луддитами»
Или мы поменяем правила игры?
Слайд 18

Право на труд или Право на лень?

Право на труд или Право на лень?

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Общая информация в завершение курса !

Общая информация в завершение курса !

Слайд 31

Элективы, которые развивают курс «Философия: технологии мышления»

Элективы, которые развивают курс «Философия: технологии мышления»

Слайд 32

Научные перспективы студента в ТюмГУ 1. Студенческие конференции 2. Участие в

Научные перспективы студента в ТюмГУ

1. Студенческие конференции
2. Участие в конкурсах, например

- «Наука будущего — наука молодых»
3. Медали РАН для студентов
4. Гранты РФФИ

Если кто-то хочет заняться философией, то с нового года мы планируем на кафедре возродить Философское общество, куда мы приглашаем всех студентов, заинтересовавшихся нашим предметом.

В СоцГуме существует Студенческое научное общество, которое будет оказывать информационную и методическую поддержку студентов, которые хотели бы заняться наукой.

Следите за информацией в группе, там появятся объявления!

Слайд 33

Выражаю благодарность своим коллегам, у которых я позаимствовал отмеченные звездочкой слайды

Выражаю благодарность своим коллегам, у которых я позаимствовал отмеченные звездочкой слайды

этой презентации: Т. Ф. Гусаковой, О. В. Павловской, И. Н. Пупышевой.