РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 2 КУРСА ФТД ГРУППЫ Т114 ВАСИЛЬЕВА ИРИНА
- Главная
- Философия
- РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 2 КУРСА ФТД ГРУППЫ Т114 ВАСИЛЬЕВА ИРИНА
Содержание
- 2. Время рождения древнерусского красноречия - IX в. И в первых же оригинальных произведениях ораторской прозы отчетливо
- 3. В ораторской прозе Древней Руси можно выделить две разновидности: красноречие дидактическое (учительское) красноречие панегирическое (торжественное) Дидактическое
- 4. Наиболее выдающимися представителями древнерусского красноречия были : митрополит Иларион, Лука Жидята и Кирилл Туровский Иларион Кирилл
- 5. О жизни и судьбе митрополита Илариона известно крайне мало. Он по праву считался лучшим церковным оратором
- 6. Лука Жидята Проповедовал он в Новгороде - северном крае, где всегда с подозрением относились к словесным
- 7. Временем настоящего расцвета русского красноречия стал XII в. Самым знаменитым его представителем был Кирилл Туровский.Известно, что
- 9. Скачать презентацию
Время рождения древнерусского красноречия - IX в. И в первых же
Время рождения древнерусского красноречия - IX в. И в первых же
во-первых, несмотря на имевшиеся в распоряжении древнерусских книжников переводные византийские и южнославянские образцы, на заимствованную тематику и приемы оформления ораторских сочинений, древнерусские авторы стремятся по-своему осмыслить факты действительности, выйти за пределы традиционной тематики, стать ближе к современности, к истории своего народа;
во-вторых, в истории древнерусского ораторства как бы отсутствует период ученичества. Сочинения первых русских риторов - митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского - поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок;
в-третьих, поскольку на Руси практика устного публичного выступления не получила широкого распространения (это ни в коей мере не означает, что ораторы вообще не выступали перед публикой), то речи создавались прежде всего как письменные памятники, рассчитанные не на сиюминутное произнесение, а на чтение и длительное размышление. Вот почему авторы так часто обращаются к "слушающим и читающим".
В ораторской прозе Древней Руси можно выделить две разновидности:
красноречие дидактическое (учительское)
В ораторской прозе Древней Руси можно выделить две разновидности:
красноречие дидактическое (учительское)
Дидактическое красноречие обычно преследовало цели морального наставления, информации, объяснения новых понятий. Ораторы, ориентируясь на нуждающихся в поучении простых людей, стремились говорить просто, безыскусно, почти не прибегая к цитированию авторитетных источников. В этих сочинениях содержались требования скромности, трудолюбия, заботы о семье и родителях, стремления к знаниям, отвращения от пьянства и т.д. Таким образом, ораторы ставили перед собой серьёзные задачи воспитания высоких моральных качеств и идеалов гражданского служения.
Памятники панегирического красноречия были приурочены к знаменательным датам церковной истории или посвящались событиям государственного значения - успешному походу против врага, строительству собора и т.д. В пределах избранной темы древнерусские авторы зачастую затрагивали важные вопросы внутренней и внешней политики, государственного устройства, церковной и светской власти. Эти произведения обращены прежде всего к образованным людям, которые способны постичь глубину идеи, оценить искусство мастера в разработке темы, насладиться красотой стиля, торжественного и витиеватого. Это достигалось применением сложных тирад, синтаксических конструкций, ораторы часто прибегали к игре однокоренными словами, вопросно-ответной форме изложения, риторическим вопросам и восклицаниям, использованием всевозможных тропов.
Наиболее выдающимися представителями древнерусского красноречия были : митрополит Иларион, Лука Жидята и
Наиболее выдающимися представителями древнерусского красноречия были : митрополит Иларион, Лука Жидята и
Иларион
Кирилл Туровский
Лука Жидята
О жизни и судьбе митрополита Илариона известно крайне мало. Он по праву считался
О жизни и судьбе митрополита Илариона известно крайне мало. Он по праву считался
Было создано "Слово о Законе и Благодати" (не ранее 1037 и не позднее 1050 г.). "Слово о Законе и Благодати" (торжественное красноречие) достойно стать рядом с лучшими произведениями византийского ораторского искусства. Митрополит, следуя правилам греко-славянского красноречия в области формы, композиции, поэтических средств, показал себя оригинальным мыслителем. Его произведение - это своего рода политическая декларация, подчеркнуто полемическое прославление Русской земли, это стройное развитие единой патриотической концепции - независимости Руси от Византии, ее равноправия со всеми христианскими странами.
В "Слове о Законе и Благодати" можно найти, пожалуй, все приёмы красноречия, к которым прибегали выдающиеся ораторы древности (метафоры, антитезы, повторы, риторические восклицания и вопросы). Язык этого произведения - книжный. Как отмечал сам Иларион, произведение это не для несведущих, а для "насытившихся сладостями книжными".
ИЛАРИОН
Лука Жидята
Проповедовал он в Новгороде - северном крае, где всегда с подозрением
Лука Жидята
Проповедовал он в Новгороде - северном крае, где всегда с подозрением
В "Поучении" нет места отвлеченным философским высказываниям, стилистическим красотам. Лука хорошо чувствовал своих слушателей и понимал, что утонченные обороты способны лишь затемнить для этих людей истинный смысл евангельских истин.
Временем настоящего расцвета русского красноречия стал XII в. Самым знаменитым его
Временем настоящего расцвета русского красноречия стал XII в. Самым знаменитым его
Кирилл Туровский
Ритмичность и плавность языка, слог, насыщенный витиеватыми оборотами и изысканными сравнениями, образы, красочные, абстрактные и одновременно зримые, почти реально осязаемые, риторическая амплификация (тема словесно варьируется, развивается во всех своих смысловых и эмоциональных оттенках до тех пор, пока ее содержание не будет полностью исчерпано, в результате она приобретает форму замкнутого в стилистическом отношении фрагмента - риторической тирады) - таковы стилистичские черты произведений Кирилла.