Проблема типологизации культуры

Содержание

Слайд 2

ТРАДИЦИЯ - устоявшееся правило, норма то, что унаследовано, передано от предшественников,

ТРАДИЦИЯ

- устоявшееся правило, норма то, что унаследовано, передано от предшественников, предыдущих

поколений

Чем дальше в глубь времен тем истиннее.
Я верю в древность и люблю ее. Конфуций

Слайд 3

КОНСЕРВАТИЗМ идейное течение, культурный стиль, настаивающий на постепенности изменений в обществе

КОНСЕРВАТИЗМ

идейное течение, культурный стиль, настаивающий на постепенности изменений в обществе

с учетом устоявшихся ценностей и традиций.

РИТА - «порядок вещей», закон о чистоте Рода (крови)

ДХАРМА – «опора» , поддержка моральной добродетели в человеке, конечные элементы на которые распадаются последние элементы существования человека

Слайд 4

НЕДУАЛЬНОСТЬ Брахма Вишну Шива Религия Философия Идеология

НЕДУАЛЬНОСТЬ

Брахма
Вишну
Шива

Религия
Философия
Идеология

Слайд 5

ПРАКТИКА Цигун – управление жизненной энергией Ци («чи) Йога – управление

ПРАКТИКА

Цигун – управление жизненной энергией Ци («чи) 
Йога – управление психическими и физиологическими

функциями организма с целью достижения возвышенного духовного состояния
Ушу – «боевое искусство», философия победителей основанная на гармоничном взаимодействии человека и действительности

И муравей может стать учителем!

Слайд 6

ХОЛИЗМ Онтологический принцип - целое всегда есть нечто большее, чем простая

ХОЛИЗМ

Онтологический принцип - целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма

его частей. Весь мир — это единство!

Равновеликая часть

Живая и неживая природа

НЕ ЖЕЛАЯ ПОЛУЧИ!

Слайд 7

ОБРАЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ Еще я живу. Еще на луну гляжу я В

ОБРАЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Еще я живу. Еще на луну гляжу я В эту осеннюю

ночь. Но с другом я разлучен, А свидеться нет уж надежды.
Ноин-хоси 

"Осень уже пришла!"- Шепнул мне на ухо ветер, Подкравшись к подушке моей.
Басё

Натье +Абхенаю+Мудры

Суми-э

Слайд 8

Философия Древней Индии

Философия Древней Индии

Слайд 9

Философия Древней Индии Ведический период Постведический период (Махабхарта и Рамаяна) Период философских сутр

Философия Древней Индии

Ведический период
Постведический период (Махабхарта и Рамаяна)
Период философских сутр

Слайд 10

4 индийские касты: Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры неприкасаемые

4 индийские касты:
Брахманы
Кшатрии
Вайшьи
Шудры
неприкасаемые

Слайд 11

Космогонические мифы Бог Индра Пуруша (Брахма) Идея макрокосмической эмбригонии Мифологическое сознание

Космогонические мифы

Бог Индра
Пуруша (Брахма)
Идея макрокосмической эмбригонии

Мифологическое сознание – это вид мировоззрения,

основанное на желании верить. Это одно из самых древних типов восприятия мира.
Слайд 12

Познание человека в индийской мифологии ПОЗНАНИЕ Явь Сон Глубокий сон Человек: АТМАН, ПРАНА и БРАХМАН

Познание человека в индийской мифологии

ПОЗНАНИЕ
Явь
Сон
Глубокий сон

Человек: АТМАН, ПРАНА и БРАХМАН

Слайд 13

Слайд 14

Индивидуальная судьба человека – Дхарма Закон воздаяния - Карма Система перерождения

Индивидуальная судьба человека – Дхарма
Закон воздаяния - Карма
Система перерождения – колесо

Сансары

«Из желаний состоит человек, каково его желание, такова его воля. Какова его воля таковы его поступки. Какие поступки он совершает, то ему и удается»

Кармическая этика

Слайд 15

желаний дхарм Карма приведет к страданиям

желаний

дхарм

Карма приведет к страданиям

Слайд 16

Властный символ солнца (всемогущество) Неумолимость закона Движущая сила (возможность изменятся, возможность переходов) Судьба

Властный символ солнца (всемогущество)
Неумолимость закона
Движущая сила (возможность изменятся,

возможность переходов)
Судьба
Слайд 17

Слайд 18

Мысль в себя Мысль во вне Отдаление от внешнего мира СВОБОДА

Мысль в себя

Мысль во вне

Отдаление от внешнего мира

СВОБОДА

спиритуализм
мистицизм

Опыт и практика

Полезный

результат (прагматизм)

ЛОГИКА

Научное (материалистическое ) мировоззрение

Слайд 19

Буддизм (1млрд, Упайя) Буддизм религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи),

Буддизм (1млрд, Упайя)

Буддизм 
религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века

до н. э. в Древней Индии. Основателем учения - Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни

ВОСЬМИРИЧНЫЙ ПУТЬ БУДДЫ

«Вся наша жизнь – страдания!»

Слайд 20

Слайд 21

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Слайд 22

Символ буддистской идеи недеяния зла — четыре обезьяны одна из которых

Символ буддистской идеи недеяния зла — четыре обезьяны одна из которых

прикрывает уши («не слышу зла»),
вторая глаза («не вижу зла»),
третья рот («не говорю о зле»).
четвёртая обезьяна, прикрывает живот, выражая тем самым принцип ?
Слайд 23

(1 тыс. до н.э.) - появление классового общества в Китае. Философия

(1 тыс. до н.э.) - появление классового общества в Китае.
Философия

– для умиротворения общества и повышения эффективности управления им.
Политическая и нравственная проблематика.

Древний Китай

Конфуцианский храм

Слайд 24

Слайд 25

Первичные элементы наполняющие Вселенную 5 элементов природы естественных состояний основных человеческих

Первичные элементы наполняющие Вселенную

5

элементов природы
естественных состояний
основных человеческих функций
основных аффектов

Натурализм  — философское направление,

рассматривающее природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём «природа» понимается как дух и духовная сущность.
Слайд 26

«Беседы и суждения» Конфуций (551—479 до н. э.) «передавать, а не

«Беседы и суждения»

Конфуций (551—479 до н. э.)

«передавать, а не создавать, верить

древности и любить ее»

Институцианализм
Содержательность
Формализм

Слайд 27

Иерографическое письмо Китайских иероглифов ок. 50 тыс., но практически используются всего

Иерографическое письмо

Китайских иероглифов ок. 50 тыс., но практически используются всего 4-7

тыс. (с 1956 в КНР ведется работа по графическому упрощению иероглифов. )
Традиционно китайские иероглифы писались справа налево вертикальными колонками.
Первые памятники –иерографических надписей были найдены на бараньих лопатках и панцирях черепахи (13-14 вв. до н.э)
Классификация иероглифов определяется по количеству черт в иероглифе (от 1 до 28)
Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Золотые правила Конфуцианства ЖЕНЬ ЛИ СЯО чжи синь

Золотые правила Конфуцианства

ЖЕНЬ
ЛИ
СЯО
чжи
синь

Слайд 31

ДАОСИЗМ (трактат «Дао дэ цзин») Идеи даосизма Все подчиняется Дао Дао

ДАОСИЗМ (трактат «Дао дэ цзин»)

Идеи даосизма
Все подчиняется Дао
Дао — это всеобщий

Закон
Цель жизни – следовать Дао
Дао: безименноое и с именем
У-вэй

ДАО можно постичь мыслью, но нельзя выразить словами

Лао Цзы «старый ребенок». 

Слайд 32

Слайд 33

Даосизм

Даосизм

Слайд 34

«Пути боевых искусств сходятся к пути - Дао. И в этом

«Пути боевых искусств сходятся к пути - Дао. И в этом

истинность Дао. И смысл ушу - в постижении этого Дао".

“Первое – храбрость, второе – сила, третье - кунфу”. 
“Внешне тренируй сухожилия, кости и кожу; внутренне тренируй один  глоток ци” 

Слайд 35

В глоток ци”

В глоток ци” 

Слайд 36

Запад и Восток Жесткое разделение субъекта) и объекта, человека и мира

Запад и Восток

Жесткое разделение субъекта) и объекта, человека и мира
Господство линейной

логики мышления (причинно-следственных отношений)
Культ антиприродного, антителесного (напр., техники); опосредованности отношения человека и мира (природы, социума)
Наука антропоцентрична

Единство (тождество) субъекта и объекта, микрокосма и макрокосма
Нелинейная, типологическая логика, признание резонансных связей
Культ внешне природного и собственного тела. В Китае – акцент на телесно-космическом, в Индии – на телесно-психическом
Наука космоцентрична

Страны Юго-Восточной Азии,
Китай, Индия

Страны Европы, Северной Америки, Австралия

Слайд 37

Запад и Восток Дискретность культуры (напр., мораль и политика, наука и

Запад и Восток

Дискретность культуры (напр., мораль и политика, наука и религия

противопоставляются) и существования человека (напр., его профессиональные и личностные качества)
Трёхмерность времени: прошлое – настоящее – будущее. Быстротечность времени
Культивирование новаций, «психоз» новизны

Синкретизм (нерасчлененность) культуры и целостность бытия человека, отсутствие противопоставления различных граней его жизни
Двухмерность времени: вечность и миг. «Когда Бог создавал время, он создал его достаточно»
Культивирование традиций, уважение к тому, что «проверено временем»

Страны Юго-Восточной Азии,
Китай, Индия

Страны Европы, Северной Америки, Австралия