Педагогическая мастерская

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Технология «Педагогическая мастерская» создана в 20-х годах XX века учеными Полем

Технология
«Педагогическая мастерская» создана в 20-х годах XX века учеными 
Полем Ланжевеном,

Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др.
Слайд 4

Поль Ланжеве́н Paul Langevin 23.01.1872 – 19.12.1946 французский физик и общественный

Поль Ланжеве́н

 Paul Langevin
23.01.1872 – 19.12.1946
французский физик и общественный деятель
создатель теории

диамагнетизма и парамагнетизма
Слайд 5

Анри́ Валло́н Henri Wallon 15.06.1879 – 1.12.1962 Французский психолог, нейропсихиатр, педагог,

Анри́ Валло́н

 Henri Wallon
15.06.1879 – 1.12.1962
Французский психолог, нейропсихиатр, педагог, философ,


общественный и политический деятель левого толка.
Слайд 6

Жан Вильям Фриц Пиаже́ Jean William Fritz Piaget 9.08.1896 – 16.09.1980

Жан Вильям Фриц Пиаже́
 Jean William Fritz Piaget
9.08.1896 – 16.09.1980
швейцарский психолог

и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития.
основатель Женевской школы генетической психологии,
позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания — генетическую эпистемологию.
Слайд 7

С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с

С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с

фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами.
Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.
Слайд 8

Каковы же принципы построения мастерской? - на первый взгляд, отличаются от

Каковы же принципы построения мастерской?
- на первый взгляд, отличаются от

принятых в традиционной педагогике;
- ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики.
Традиционные постулаты совершенствуются и приводятся в соответствие с изменяющимся обществом.
Слайд 9

Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий,

Человек XXI века не только человек разумный, но и человек
творческий,
находится

в постоянном поиске,
готов к самосовершенствованию.
Слайд 10

Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе,

Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие
учеником нового в себе, науке,

мире.
Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия
детей друг с другом и с педагогом, задача которого провести ученика по
пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия».
Важнейшие принципы:
«Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю»
«Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем»
Слайд 11

Атмосфера на занятии стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Постулаты: - все

Атмосфера на занятии стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка.
Постулаты:
- все

способны;
- каждый имеет право высказать свою точку зрения;
- уважение мнения партнера;
отсутствие официального оценивания;
- важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем
создают условия для наиболее полного самовыражения учащегося и требуют от педагога особого внимания к состоянию эмоциональной сферы ребенка.
Основная задача мастера
– подарить ученику радость открытия.
Слайд 12

Обучение как открытие. Организация деятельности участников мастерской как исследование. Не сообщайте

Обучение как открытие.
Организация деятельности участников мастерской как исследование.
Не сообщайте знания как

неоспоримые истины.
Пусть ученик самостоятельно «строит» знания на основе критического
отношения к существующим сведениям, информации, пусть решает
творческие задачи, уважает мнение другого.
Получение знаний – в форме поиска, исследования, путешествия.
Слайд 13

В мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит

В мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит

свой путь к знаниям.
Педагог консультирует учащихся, помогает им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.
В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом.
Он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы.
Педагог - не руководитель, а «проводник» ученика по дороге познания.
Слайд 14

Ребенок с большим желанием включается в творческую деятельность, если не ощущает

Ребенок с большим желанием включается в творческую деятельность, если не

ощущает оценивающего взгляда со стороны преподавателя и не боится получить плохую отметку.
Слайд 15

В мастерской исключается официальное оценивание работы ученика. Мастер его не хвалит,

В мастерской исключается официальное оценивание работы ученика.
Мастер его

не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал.
Происходит самооценка учащегося с последующей самокоррекцией через афиширование и работу в группах.
Слайд 16

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ – ЭТО ТАКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЛИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ – ЭТО ТАКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЛИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРАЯ

СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОСХОЖДЕНИЯ КАЖДОГО УЧАСТНИКА К НОВОМУ ЗНАНИЮ, ОПЫТУ, ПУТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОГО ОТКРЫТИЯ.

Свободная деятельность участника (имитирует метод проб и ошибок)
Реализация идеи диалога (обмен знаниями, мнениями, творческими находками)
Процесс постижения истины и создание творческого продукта ( реальное знание и умение)
Процесс содружества и сотворчества (индивидуальная, групповая деятельность, работа в парах)

Слайд 17

Исследовательский метод обучения Проблемный метод обучения Проблема и направление исследования не

Исследовательский
метод обучения

Проблемный
метод обучения

Проблема и направление исследования не выдвигается учителем, а

участниками мастерской, где большое значение имеет степень неопределенности в заданиях

Опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного и осознанного не до конца творчества и последующего его осознания

Основные методы работы
педагогической мастерской

Слайд 18

Принципы и правила ведения мастерской Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера

Принципы и правила ведения мастерской

Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера

(руководителя) мастерской.
Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине.
Безоценочная деятельность: создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы педагогики успеха. Оценка заменяется самооценкой, самокоррекцией.
Предоставление свободы в рамках принятых правил (принимать участие на разных этапах мастерской, действовать по своему усмотрению, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»)

Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях (неопределенность рождает дискомфорт, а желание выйти из него –творческий процесс.
Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества (диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным, художественным авторитетом- рождает истинную коммуникативную культуру).
Организация и перестройка реального пространства в мастерской в зависимости от задач каждого этапа.
Решительное ограничение участия от практической деятельности мастера, руководителя мастерской.

Слайд 19

Технология «Педагогическая мастерская» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов.

Технология «Педагогическая мастерская» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов.

Слайд 20

Технологические этапы: 1. Индукция 2. Деконструкция 3. Реконструкция 4. Социализация 5. Афиширование 6. Разрыв 7. Рефлексия

Технологические этапы:

1. Индукция
2. Деконструкция
3. Реконструкция
4. Социализация
5. Афиширование
6. Разрыв
7. Рефлексия

Слайд 21

Создаем мотивационную базу для активной творческой и исследовательской работы ученика. Используем

Создаем мотивационную базу для активной творческой и исследовательской работы ученика.
Используем

индукторы – индикаторы, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.
Подбираем как можно больше индукторов различного характера и воздействуем в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика.
Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность.

1. Индукция (наведение)

Слайд 22

2. Деконструкция Переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений

2. Деконструкция
Переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление

ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта.
Переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима.
Первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения.
Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения.
Слайд 23

3. Реконструкция Работа с моделями, схемами, таблицами, рисунками, текстами, предметами, объектами,

3. Реконструкция  
Работа с моделями, схемами, таблицами, рисунками, текстами, предметами, объектами, понятиями

побуждают участников мастерской фантазировать, мыслить, взглянуть по-новому на давно известное и привычное.
Учащиеся могут объединяться в пары, сопоставлять свои знания с опытом товарища.
Происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров.
Каждый участник может выбрать себе пару сам.
Сам мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика.
В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.
Слайд 24

4. Социализация Направлен к внутренней культуре личности. Творение нового знания. Сотворчество.

4. Социализация
Направлен к внутренней культуре личности.
Творение нового знания.
Сотворчество. Поиск. Столкновение позиций.
Групповая

работа. Интеграция идей. Атмосфера сотрудничества.
Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений товарищей, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.
Задача мастера – предотвратить подавление, игнорирование мнения отдельных участников, поддержание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
Слайд 25

5. Афиширование Все участники мастерской рассматривают результаты работы групп. Этап показа,

5. Афиширование

Все участники мастерской рассматривают результаты работы групп.
Этап показа, «презентации» наработок,

планов, идей.
Основная задача – обеспечить признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
Слайд 26

6. Разрыв Внесение исправлений, дополнений, оформление окончательных результатов. У ученика возникает

6. Разрыв
Внесение исправлений, дополнений, оформление окончательных результатов.
У ученика возникает в некоторой

степени внутреннее противоречие, своеобразный эмоциональный конфликт между имевшимися и новыми знаниями.
Требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск достоверности полученного в мастерской нового знания.
Слайд 27

Процесс организации и ведения мастерской Термины и понятия «Разрыв» – психологическое

Процесс организации и ведения мастерской

Термины и понятия

«Разрыв» – психологическое состояние участника

мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, явления, закона, образа, отношения (на обычном уроке ученик приходит к новому логично, а в мастерской путем «прозрения»)

Разрыв

ядро мастерской -
необходимый
и важнейший
элемент

подбор
парадоксального
содержания

приведение мысли
в состояние тупика

поиск выхода
из тупика –
«озарение»

Слайд 28

7. Рефлексия. Одна из задач мастерской - вызвать у ученика положительные

7. Рефлексия.
Одна из задач мастерской - вызвать у ученика положительные эмоциональные

переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.
Мастер создает условия для вербального оформления переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности учащегося, предоставляет возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым.
Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу с учетом проявившихся индивидуальных особенностей учащихся.
Размышление, самоанализ процесса, свершившегося в мастерской.
Слайд 29

Рефлексия авторефлексия рефлексия Осознание своих мыслей, чувств, поступков Отражение того, о

Рефлексия

авторефлексия

рефлексия

Осознание своих мыслей, чувств, поступков

Отражение того, о чем думает другой человек

или группа людей

Тренировка способности к самопознанию и самокоррекции. Универсальный психологический механизм изменения и развития личности. Промежуточная и заключительная рефлексия создают условия для формирования истинной культуры участника мастерской.

Слайд 30

Слайд 31

Типы педагогических мастерских целей и способов деятельности временной продолжительности процесса состава

Типы педагогических мастерских
целей и способов деятельности
временной продолжительности процесса
состава участников
-

мастерские творческого письма
- мастерские построения знаний
- мастерские по самопознанию
- мастерские отношений и ценностных ориентации
- ряд других мастерских
Слайд 32

Литература: Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002. Образовательные

Литература:

Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.
Образовательные технологии нового

поколения: опыт, проблемы, перспективы. Методический сборник.- Киров: МОУ «Лицей естественных наук г. Кирова», 2005.
Современные педагогические технологии в практике обучения математике. Методический сборник.- Киров: Кировский областной ИУУ, 2003.
Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995/
Окунев А.А. «Урок? Мастерская? Или …» Санкт – Петербург,2001.
Мухина И.А. «Что такое педагогическая мастерская.» Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.СПб,2002
Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта/ Сост. И.А. Мухина. – СПб., 1995.