Фридерик Шопен. Эпоха романтизма

Содержание

Слайд 2

Фридерик Шопен Шопен – основоположник польской музыкальной классики. Это композитор-романтик, но

Фридерик Шопен

Шопен – основоположник польской музыкальной классики. Это композитор-романтик, но

особый романтик. Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей.
Слайд 3

Жизнь Шопена как бы разделена на 2 части. Первые 20 лет

Жизнь Шопена как бы разделена на 2 части. Первые 20 лет

он прожил в Польше (до 1831 г.), а потом вынужден был уехать из Польши навсегда. Всю оставшуюся жизнь Шопен жил в Париже, тоскуя по Родине.
Слайд 4

Раннее творчество Высшее достижение этого периода – 2 фортепианных концерта. В

Раннее творчество

Высшее достижение этого периода – 2 фортепианных концерта. В

1828 г. Шопен первый раз выехал в концертную поездку за границу. Был в Берлине, Вене, Праге и Дрездене.
Слайд 5

В 1830 г. он наметил с друзьями новую концертную поездку. Осенью

В 1830 г. он наметил с друзьями новую концертную поездку.

Осенью он поехал в Вену, а потом в Париж. В это время в Праге назревало восстание, которое Шопен горячо поддерживал. По дороге в Париж – в городе Штутгарде он узнал о разгроме восстания. Это его потрясло. Он рвался на родину, но его удержали друзья.
После этого творчество Шопена изменилось. Появился невиданный до этого драматизм.
Слайд 6

30-40 гг. Главный период творчества. Париж в 30-40 годы стал культурным

30-40 гг. Главный период творчества.

Париж в 30-40 годы стал

культурным центром Европы. Туда стекались все знаменитости: Бальзак, Стендаль, Гюго, Мериме, Мюссе, Делакруа (художник, который написал единственный портрет Шопена), Гейне, Мицкевич, Лист, Россини, Доницетти, Беллини и др. Там были знаменитые оперные певцы: Паста, Малибран, Виардо, а так же там были: Берлиоз, Обер, Галеви
Слайд 7

В Париже выступали исполнители-виртуозы: Калькбреннер, Тальберг, а так же Паганини. В

В Париже выступали исполнители-виртуозы: Калькбреннер, Тальберг, а так же Паганини.

В Париже Шопен сблизился с поляками. Вступил в польское литературное общество. Прежде всего Шопен завоевал Париж как пианист.

У него был тончайший звук. Шопен был очень слаб, поэтому его F воспринималось как i . Он очень хорошо передавал тонкость колорита. У него было удивительное rubato. В дальнейшем Шопен мало выступал в концертах. Он играл в основном для своих друзей- поляков

Слайд 8

1838-1847гг. Годы расцвета творчества. Жорж Санд познакомила Шопена с лучшими людьми

1838-1847гг. Годы расцвета творчества.

Жорж Санд познакомила Шопена с лучшими людьми Парижа.


В 1838 г. Шопен и Жорж Санд поехали на остров Майорка.
Романтическая атмосфера вдохновила его на 2-ю балладу, полонезы и 3-е скерцо.
Слайд 9

С середины 40-х гг. в его творчестве появились новые тенденции: спокойная

С середины 40-х гг. в его творчестве появились новые тенденции: спокойная

созерцательность, светлая гармония.
Музыкальный язык более сложный. Появляется больше полифонических приёмов. Многослойность мелодии. Гармония хроматизирована. Отсюда начинается путь к музыкальному эмприссионизму (Дебюсси и др.). Это воплощено в его “Колыбельной”.
В 1848 г. Шопен поехал на гастроли в Лондон. Там он давал уроки, немного выступал в салонах. Последний раз выступал на польском балу.
Слайд 10

Мазурки Для Шопена мазурки – символ Родины. Это- маленькие фортепианные миниатюры,

Мазурки

Для Шопена мазурки – символ Родины.
Это- маленькие фортепианные миниатюры, в

которых Шопен наиболее близко соприкоснулся с польским фольклором, со звучанием народного ансамбля.
Его мазурки можно разделить на деревенские (№ 3, E-dur), бальные или шлиссецкие (№5) и лирические мазурки.
Слайд 11

Полонезы В полонезах Шопен воссоздаёт героический дух прошлого Польши Гораздо больше

Полонезы

В полонезах Шопен воссоздаёт героический дух прошлого Польши
Гораздо больше

виртуозности, крупная аккордовая техника, охват крайних регистров, часто фортепиано звучит как оркестр.
Полонезы насыщены яркими контрастами. В них есть и изобразительные моменты, напоминающие батальные сцены.
Почти все полонезы написаны в сложных 3-х частных формах.
Слайд 12

Прелюдии Жанр привлёк Шопена своей импровизационностью, возможностью непосредственного высказывания В прелюдиях

Прелюдии

Жанр привлёк Шопена своей импровизационностью, возможностью непосредственного высказывания
В прелюдиях Шопена можно

найти не только признаки разных жанров, но и сочетание разных жанров
Они, так же как и прелюдии и фуги Баха, являются как бы энциклопедией жанров того времени.
Каждая прелюдия написана в своей тональности. Они расположены по кварто-квинтовому кругу.
Слайд 13

Произведения для фортепиано соло Мазурки – около 60 Полонезы – около

Произведения для фортепиано

соло
Мазурки – около 60
Полонезы – около 20
Этюды – 27
Экспромты

– 4
Вальсы – около 15
Ноктюрны – 16
Прелюдии – 25
Скерцо – 4
Баллады – 4
Фантазия – 1
Баркарола – 1
Колыбельная – 1
3 сонаты

с оркестром
2 концерта
Рондо аля Краковяк
Рондо аля Мазур
Фантазия на польские темы
Анданте спинато
Большой блестящий полонез
Вариации на темы оперы Моцарта “Дон Жуан”
Фортепианное трио
Соната для виолончели с фортепиано