- Главная
- Лингвистика
- Топика. Риторическое учение
Содержание
- 2. 1. Что такое топика? Топика — это риторическое учение, которое было создано для того, чтобы помочь
- 3. 2. Как оратор использует «общие места»? А все дело в том, что топосы отражают универсальную организацию
- 4. 2.1. Кое-что еще о концепции Платона… Эта идея не могла не пользоваться популярностью и в Средние
- 5. 3. Зачем нужна топика? Оратор, который готовит речь, стоит перед важной задачей: ему необходимо подобрать аргументы
- 6. 4. Что такое примышление? Василий Великий так объяснял его сущность: «..примышлением... называется подробнейшее и точнейшее обдумывание
- 7. 5. Как помогает топика? Топика, будучи вспомогательным средством, обобщающим опыт других ораторов, помогает отказаться в процессе
- 8. 6. Как традиционно рассматривали топику? Топика традиционно рассматривалась как очень мощное средство, поскольку она опиралась на
- 9. 7. Каковы отличия «риторических топосов» от «общих мест»? Риторические топосы следует отличать от общих мест в
- 10. 8. Какое отношение к риторике запечатлено в истории? Негативное отношение к риторике очень ярко выразил В.
- 11. 9. Каковы «плоды» риторики и есть ли они? Но еще более важным контраргументом в данном случае
- 12. 10. Топика как явление из культуры Древней Греции. Необходимо также иметь в виду, что топика —
- 13. ? При этом вера во всемогущество разума распространялась не только на науку, но и на искусство.
- 15. Скачать презентацию
1. Что такое топика?
Топика — это риторическое учение, которое было создано
1. Что такое топика?
Топика — это риторическое учение, которое было создано
Свое название топика получила от древнегреческого слова topoi, которое переводится на русский язык как «общие места»; в латинском языке существовало аналогичное выражение - loci communi.
Общее риторическое место - это конкретный способ, при помощи которого оратор развивает тему, раскрывает ее аспекты, значимые с точки зрения установки речи. ? общие риторические места можно считать рекомендациями оратору, которые обобщают удачные находки предшественников, то есть систематическим каталогом уместных и удачных суждений и аргументов, которые когда-либо придумывались ораторами.
2. Как оратор использует «общие места»?
А все дело в том,
2. Как оратор использует «общие места»?
А все дело в том,
Впрочем, «изобретая» речь, оратор неизбежно использует те или иные общие риторические места независимо от того, отдает ли он себе в этом отчет.
2.1. Кое-что еще о концепции Платона…
Эта идея не могла не
2.1. Кое-что еще о концепции Платона…
Эта идея не могла не
Это представление находило противников даже в Средние века, например, в виде номиналистов, полагавших, что слова - это только названия для классов предметов и явлений, которые не имеют ничего общего с божественным замыслом. Тем не менее, оно достаточно характерно для христианского мышления и объясняет тот факт, что топика получила наибольшее развитие именно в Средние века.
3. Зачем нужна топика?
Оратор, который готовит речь, стоит перед важной
3. Зачем нужна топика?
Оратор, который готовит речь, стоит перед важной
Из хаоса идей, аргументов, соображений и фактов он должен создать текст, который будет максимально понятным для аудитории и одновременно будет способствовать достижению целей, стоящих перед оратором.
Как мы поступаем в такой ситуации? Естественно, мы думаем о том, что можно вообще сказать в связи с избранной темой, и как эта соотносится с тем тезисом, который нам необходимо доказать. Другими словами, мы начинаем обдумывать, изучать предмет речи. В результате этого мы выделяем самые разные аспекты предмета речи и определяем, соответствуют ли они теме и способствуют ли решению проблемы.
4. Что такое примышление?
Василий Великий так объяснял его сущность:
«..примышлением...
4. Что такое примышление?
Василий Великий так объяснял его сущность:
«..примышлением...
5. Как помогает топика?
Топика, будучи вспомогательным средством, обобщающим опыт других ораторов,
5. Как помогает топика?
Топика, будучи вспомогательным средством, обобщающим опыт других ораторов,
6. Как традиционно рассматривали топику?
Топика традиционно рассматривалась как очень мощное средство,
6. Как традиционно рассматривали топику?
Топика традиционно рассматривалась как очень мощное средство,
7. Каковы отличия «риторических топосов» от «общих мест»?
Риторические топосы следует отличать
7. Каковы отличия «риторических топосов» от «общих мест»?
Риторические топосы следует отличать
«Общим местом» обычно называют банальность, избитую, тривиальную мысль, которая для всех очевидна, не требует доказательств, а потому вообще не представляет интереса. В этом выражении присутствует отрицательная оценка: утверждение, что в речи какого-то человека нет ничего, кроме общих мест, следует понимать скорее как упрек в бессодержательности, чем как указание на обоснованность.
8. Какое отношение к риторике запечатлено в истории?
Негативное отношение к риторике
8. Какое отношение к риторике запечатлено в истории?
Негативное отношение к риторике
«И какие же плоды этого учения? — Бездушное резонерство, расплывающееся холодной и пресной водой общих мест или высокопарных риторических украшений». И далее: риторика, «которой до сих пор нас учат, дает только губительную способность варьировать отвлеченную мысль общими местами и растягивать пустоту в бесконечность, другими словами - пускать мыльные пузыри».
Следует признать, что не последнюю роль в дискредитации риторики сыграла топика, которая со временем из действенного средства, используемого в общественной практике, превратилась в набор жестких правил, которые школьники были вынуждены применять в процессе изучения риторики. Другими словами, в какой-то момент риторика и толика утратили свою связь с практикой общения и убеждения и стали «искусством в себе», искусством, существующим ради себя самого.
Однако это не означает, что оценка Белинского является совершенно правильной. Действительно, очень плохо, когда оратор говорит «ни о чем», но причина этого не столько в риторике и топике, сколько в том, каким образом они преподаются, в каких сферах используются, а также в качествах самого оратора, который почему-то оказывается неспособным говорить точно, уместно, по существу и действительно метко и остроумно. Цицерон, например, был прекрасным оратором, и это несмотря на то, что он тоже очень строго следовал риторическим рекомендациям и сам их вырабатывал.
9. Каковы «плоды» риторики и есть ли они?
Но еще более важным
9. Каковы «плоды» риторики и есть ли они?
Но еще более важным
10. Топика как явление из культуры Древней Греции.
Необходимо также иметь в
10. Топика как явление из культуры Древней Греции.
Необходимо также иметь в
Известный исследователь античной н средневековой культуры С. С. Аверинцев очень емко описал характерное для античной культуры стремление к систематизации и каталогизации.
Человек античности верил в возможность охватить весь мир при помощи разума, распределить его по категориям и затем использовать эти категории в своей деятельности. Чтобы понять, насколько важна эта черта для античной культуры, достаточно вспомнить, что именно в античности были «изобретены». Логика с ее силлогизмами, метафизика с ее «сущностями», «признаками» и «действиями», а также теория права.
?
?
При этом вера во всемогущество разума распространялась не только на науку,
?
При этом вера во всемогущество разума распространялась не только на науку,
Уже одно это описание позволяет в первом приближении представить, что такое топика.
«Как разъясняет античная теория, составителю биографии надо было, прежде всего, вычленить рубрику “происхождение” и затем разделить ее на подрубрики “народ”, “отечество”, “предки”, и “родители”, чтобы трактовать каждую подрубрику обособленно; далее, в рубрике “деяния” должны быть выделены подрубрики “душа”, “тело” и “судьба”; в первой из них в свою очередь различаются отдельные добродетели или пороки, во второй - отдельные телесные качества, в третьей - наличие или отсутствие благоприятных обстоятельств, каковы власть, богатство и обилие друзей и т. п.» (С. С. Аверинцев приводит древнегреческие обозначения этих «рубрик», которые мы опускаем).