Философия. Лекция 2

Содержание

Слайд 2

Предмет философии Человек Человек - человек Человек - общество Человек -

Предмет философии

Человек

Человек - человек

Человек - общество

Человек - природа

Человек - мир

Ч Е

Л О В Е К

ОБЩЕСТВО

ПРИРОДА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

10

Ф И Л О С О Ф И Я
1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного
взгляда на мир и место в нем человека.
2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека
к миру
3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

Ф и л о с о ф и я

С В Я З И

Слайд 3

Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Социальная Аксиологическая Гуманистическая рационально-теоретический способ ориентации

Функции философии

Мировоззренческая

Гносеологическая

Методологическая

Социальная

Аксиологическая

Гуманистическая

рационально-теоретический способ ориентации
в мире как следствие обобщения, интеграции
всех видов человеческой

практики и культуры

оценка принципиальных возможностей познания
разработка учения о характере и закономерностях
познавательного процесса

разработка теории поисковой деятельности, ее
принципов, способов, норм

гармонизация общественных отношений на
гуманитарных основаниях

утверждение социально-удостоверенных ценностей,
стандартов, идеалов, регламентирующих
многообразие общественных и личных отношений

сверхзадача философии – показать «каким» надо
быть, чтобы быть человеком.
И.Кант

11

Слайд 4

12 Функции философии Мировоззренческая 1. Выработка средств мировоззренческой ориентации человека 2.

12

Функции философии

Мировоззренческая

1. Выработка средств мировоззренческой ориентации человека
2. Выработка системы взглядов

на объективный мир, и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

Методологическая

1.Выработка системы принципов и
способов теоретической и практической деятельности
2.Выработка методологических
принципов исследования в области
частных наук

Другие функции

Гносеологическая
Аксиологическая
Воспитательно -
гуманитарная

Логическая
Критическая
Прогностическая

Основные

Основные направления
применения философии,
через которые реализуются
ее назначение.

Слайд 5

Структура философского знания Методология (учение о методе) Онтология (учение о бытии)

Структура философского знания

Методология
(учение о методе)

Онтология
(учение о бытии)

Гносеология
(учение о познании)

Логика

Философия
природы

Социальная


философия

Философская
антропология

Эстетика
(учение о прекрасном)

Этика
(теория морали)

История
философии

13

Слайд 6

7 14 Основной вопрос философии (традиционная трактовка) Отношение сознания - к

7

14

Основной вопрос философии
(традиционная трактовка)

Отношение сознания - к материи, духа – к

природе

Первая сторона
Что первично:
материя или сознание?

Вторая сторона
Тождество мышления и бытия
(вопрос о познаваемости мира)

Дуализм

Материя первична,
сознание есть свойство высокоорганизованной материи
Материя и сознание – два
первоначала,
существующие
независимо друг от друга

Первично сознание,
материя независимо
от сознания не существует

Материализм

Идеализм

Слайд 7

15 Основной вопрос философии (продолжение) Тождество мышления и бытия Вопрос о

15

Основной вопрос философии
(продолжение)

Тождество мышления и бытия

Вопрос о познаваемости мира

Мир познаваем

Мир непознаваем

Идеализм

Материализм

Человек

имеет дело только с ощущениями, мы не знаем, что за ними каков мир, и существует ли он вне нас Д.Юм (1711-1776)

Мир «вещей
в себе» не познаваем
И.Кант
(1724-1804)

Агностицизм
(субъективный идеализм)

Сознание
отражает
объективный
мир

Материализм
Сознание человека
есть постижение
духовного основания
мира, самопознание
духа

Объективный
идеализм

Слайд 8

16 Основной вопрос философии (его решение материализмом) Соотношение сознания и материального

16

Основной вопрос философии
(его решение материализмом)

Соотношение сознания и материального мира

М а

т е р и я

Первичность материального мира
и вторичность сознания

Тождество мышления и бытия
(познаваемость мира)

С о з н а н и е

Процесс
познания.
Истина

Формы и
методы
познания

Практика - основа,
цель, критерий
познания

Движение

Пространство

Время

Атрибуты материи

Отражение

Слайд 9

17 Основные характеристики материализма Материализм – направление в философии, признающее первичность

17

Основные характеристики материализма

Материализм –
направление в
философии, признающее
первичность
материи и,
считающее сознание

свойством материи, т.е.
вторичным по отношению к ней

По отношению к общественно-исторической практике
различают созерцательный мат-м и практически
действенный

С т.з. используемого метода, различают метафизический материализм и диалектический материализм

По толкованию сущности сознания различают материализм научный и вульгарный

С т.з. оценки роли различных сторон процесса познания различают школы рационалистического и сенсуалистического материализма

Различают сознательный и стихийный (наивный), философски не оформленный материализм

Слайд 10

18 Основные формы материализма Формы материализма Наивный (созерцательный) материализм Основной метод

18

Основные формы материализма


Формы материализма

Наивный (созерцательный) материализм
Основной метод познания: созерцательный


Представители:
Фалес (625-547гг до н.э.)
Гераклит (544-482 до н.э.)
Демокрит (460-371 до н.э.)
Эпикур (341-270 до н.э.)
Лукреций Кар
(99-55 до н.э.)
Метафизический
материализм
Основной метод
познания:
метафизический
Представители
Ф.Бэкон (1561-1626)
Б.Спиноза (1632-1677)
Д.Локк (1632-1704)
П.Гольбах (1723-1789)
М.Ломоносов (1711-1765)
Л.Фейербах (1804-1872)

Диалектический материализм
Основной метод познания: диалектический
Представители:
К.Маркс (1818-1883) Ф.Энгельс (1820-1895)
И.Дицген (1828-1888) Г.Плеханов (1856-1918) В.Ленин (1870-1924)

Слайд 11

19 Общая характеристика идеализма Идеализм – направление в философии, исходящее из

19

Общая характеристика идеализма

Идеализм –
направление в
философии, исходящее из первичности духа, идеи,

сознания, вторичности материи, природы, бытия.

Объективный идеализм
Объективные идеалисты принимают за первичное
некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировой волей». Идеальное начало, мировой дух, говорят они, творит мир и все бытие.

Представители: Платон (460-370 до н.э), Лейбниц (1647-1716), Гегель (1770-1831), Шеллинг (1775-1854); неотомизм

Субъективный идеализм

За первичное принимают сознание субъекта, чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития. Следовательно, человек воспринимает лишь свои собственные ощущения.

Представители: Беркли (1685-1753), Юм (1711-1776),
Фихте (1762-1814), Мах (1838-1916), Авенариус (1843-1896).

Слайд 12

20 Типология философских систем

20

Типология философских систем

Слайд 13

Классификация философских учений 21

Классификация философских учений

21

Слайд 14

Основные периоды древнеиндийской философии: Первый период. Ведический (XY-YI вв. до н.э.)

Основные периоды древнеиндийской философии:
Первый период. Ведический (XY-YI вв. до н.э.) Веды

- древнеиндийские памятники религии. Состоят из нескольких книг. Оправдывают существование в древней индии каст: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевладельцы, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста).
Второй период - эпический (YI-II вв. до н.э.) Формируются учения, оппозиционные ведам. Буддизм. Джайнизм. Чарвака. Санкхья. Йога.
Третий период - Эра сутр (II в. до н.э. – YII в. н.э.). Это краткие философские трактаты, рассматривавшие отдельные проблемы. Этим завершается период древнеиндийской философии. В дальнейшем господствующее положение в ней занимает учение Гаутамы Будды – буддизм.

Общие черты индийских философских систем:
1) философия рассматривается как руководство к жизни.
2)  начальной стадией философских учений выступает пессимизм.
3) во всех системах, кроме чарвака, господствует вера в вечный нравственный закон-карму (сумма поступков человека, определяющая его дальнейшую жизнь).
4)  Важнейшая задача человека-контроль над своим собственным Я.
5) Цель человека-нирвана (блаженство, мания, счастье)

Древнеиндийская философия

22

Слайд 15

Древнеиндийская философия - опирается на законы космической эволюции, цикличности, порядка и

Древнеиндийская философия

- опирается на законы космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности;
бытие

и небытие ассоциируются с вдохом и выдохом Бога-творца. Он живет 100 космических лет, затем умирает, наступает абсолютное небытие, тоже 100 лет, затем вновь появляется жизнь при новом рождении творца, но уже более совершенная;
мир взаимосвязан, любое событие, поступок человека, явление природы влияет на жизнь космоса;
Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Проблемы бытия

Проблемы познания
- особенность познания в индийской философии – не изучение внешних признаков предмета, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений;
- поэтому выделяют три вида сознания: материальное сознание, чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли люди), сознание сновидения, мираж;
согласно индийской философии, каждое сознание заслуживает изучения.

23

Слайд 16

• восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;

 
• восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;

понимание отдельных событий и истории в целом как циклического процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены) распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государство - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
•понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").

Особенности видения мира и окружающей действительности Древнекитайской философией

24

Слайд 17

Античная философия Досократовский период (YII-Y вв. до н.э.) Классическая период (Y-YI

Античная философия

Досократовский
период
(YII-Y вв. до н.э.)

Классическая
период
(Y-YI вв. до н.э.)

Элинистический
период
(IY вв. до

н.э.-II в.н.э. )

Милетская школа
Фалес (624-547 гг. до н.э.)
Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)
Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)

Пифагорейская школа
Пифагор (584-500 гг. до н.э.)

Элейская школа
Ксенофан (565-470 гг. до н.э.)
Парменид (540-470 гг.до.н.э.)
Зенон (490-430 гг.до н.э.)

Диалектика
Гераклит (540-480 гг.до н.э.)

Атомистический материализм
Левкип (500-440 гг. до н.э.)
Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

Этический рационализм
Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Объективный идеализм
Платон (460-370 гг.до н.э.)

Аристотель (384-322 гг. до н.э).

Платонова академия

Эпикурийская школа

Скептицизм

Эклектизм

25

Римский период
(I до н.э. -Y вв. н.э.)

Софистика
Протогор (481-411 гг. до н.э.)
Горгий (483-373 гг. до н.э.)

Слайд 18

Особенности: - ярко выраженный космоцентризм; - повышенное внимание к объяснению явлений

Особенности:
- ярко выраженный космоцентризм;
- повышенное внимание к объяснению явлений окружающей природы;
- поиск

первоначала, породившего все сущее;
- одушевление неживой природы;
-доктринерский недискуссионный
характер учений).

Первые философские школы Древней Греции
(досократические)

Досократические философские школы Древней Греции возникли в YII-Y вв.
до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления

Наиболее известные ранние
философские школы Древней Греции

Милетская школа;
Школа пифогарийцев;
Школа Гераклита Эфесского;
Элейская школа;
Атомисты.

26

Слайд 19

27 Материализм и идеализм в античной философии Материализм Идеализм Стихии: вода,

27

Материализм и идеализм в античной философии

Материализм

Идеализм

Стихии: вода, земля, воздух, огонь и

т.д. Апейрон (Анаксимандр), Атомы (Демокриг)

Естественная, природная,
сама по себе существующая
Первооснова
мира

Закономер-ность мира

Источник знаний

Внешний вещественный
мир

Числа (Пифагор)
Идеи (Платон)

Осуществление воли, разума надприродного,
сверхъестественного,
божественного

Мир идей, воспоминания
души об идеях вещей

Слайд 20

28 Средневековая философия Основной тезис-вера выше разума Основной философский вопрос –

28

Средневековая философия

Основной тезис-вера выше разума
Основной философский вопрос – отношение
общего к единичному

Схоластика

(IX-XY)
Главная проблема-отношение веры и знания

Основные черты
философии:
теоцентризм;
креационизм;
теодицея;
эсхатология;
утверждение, что
вера выше разума

Три
периода

Реализм
«универсалии» (предельно общие понятия)
существуют реально до единичных вещей и независимо от них

Период ранней схоластики
(IX-XII)
Августин Блаженный (354-430гг)
Иоанн Скотт (810-877гг)
Ансельм (1033-1109гг)
Пьер Абельяр (1079-1142гг)

Период зрелости
(XIII в)
Фома Аквинский
(1225-1274г)
Дуанс Скотт (1265-1308гг)

Период упадка (XIY-XY)
Уильям Оккам (1300-1350 гг)
Жан Буридан (XIYв)
Никола Орем (1320-1382гг)

Номинализм «универсалии» не существуют реально независимо от человека, они - только общие имена

Слайд 21

Теологическая философия средних веков Средневековая теологическая философия - ведущее философское направление,

Теологическая философия средних веков

Средневековая теологическая философия - ведущее философское направление, распространенное

в Европе в V - XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего начала, а весь окружающий мир - его творения.

ОСОБЕННОСТИ

Зарождается еще в Римской империи в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства и античной философии и достигает расцвета в Y-XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения);

Отличалась ориентацией на религию, теологию, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

Основные черты

• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследовании являлся Бог);
• изучение природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания;
• господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении всего Богом и откровении (Бога о самом себе - в Библии);
• человек выделялся из природы и объявлялся высшим творением Бога;
• провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
• выдвигалась идея о спасении души в будущем при богоугодном поведении;
• мир считался познаваемым через познание Бога, веру в него.

29

Слайд 22

Основные догмы средневековой теологическая философия • мир можно познать, только познав

Основные догмы средневековой теологическая философия

• мир можно познать, только познав Бога;


• самый надежный способ познания Бога и всего сущего – откровение, т.е. Изучение и толкование Библии;
• прямой путь постижения Бога – вера.

• мир всецело сотворен Богом;
• Бог носитель и сосредоточие добра и справедливости;
• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;
• т.к. зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и так добивается своих темных целей;
• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

30

Слайд 23

31 Материализм и идеализм средневековой философии В религии, в богословии Природа

31

Материализм и идеализм средневековой философии

В религии, в богословии

Природа
общих понятий
(универсалий)

Истинное
знание

Материалистическая
тенденция

Реализм: подлинно

существуют не вещи, а общие понятия – универсалии
(Ф.Аквинский, Ансельм Кентерберийский)

Номинализм: понятия-лишь названия, имена; реальны только отдельные вещи (Дунс Скотт, Иоанн Росцелин)
Концептуализм: понятия – имена, фиксируют общие черты отдельных вещей (Пьер Абеляр)

Возможно и вне богословия
(Дунс Скотт, Уильям Оккам)

Идеалистическая
тенденция

Направления схоластики

Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Слайд 24

Философия эпохи Возрождения Характерные черты Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса

Философия эпохи Возрождения

Характерные черты

Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку,

вера в его безграничные возможности и достоинство;
Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии , Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики;
Принципиально новое пантеистическое миропонимание;
Интерес к социальным проблемам обществу, государству;
Широкое распространение идеи социального равенства

Совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XY-XYII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал.

32

Слайд 25

Натурфилософия (XYI – XYII вв.) Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее

Натурфилософия (XYI – XYII вв.)

Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее
целостности.

КкКККК, опираясь на научные открытия,
развенчать учение церкви об основах мировоззрения.
Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л.да Винчи

33

Пантеизм – отождествление
бога и мира

Натуралистический растерявший бога в природе
и подводивший к материализму
(Д.Бруно, Н.Кузанский )

Религиозно-мистический,
растворявший природу в
боге
(Краузе)

Слайд 26

Гуманизм Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность

Гуманизм
Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность

как личности. В центре внимания-человек, его достоинство, величие и могущество, ирония над догматами Церкви
(Ф. Петрарка,Л.Валла, Л,Бркни).

Философия эпохи Возрождения

Натурфилософия (XYI-XYIIвв.)
Умозрительное толкование природы,
рассматриваемой в целостности. Попытка опираясь на научные открытия, пытались
развенчать учения Церкви о Боге, Вселенной,
космосе и основах мироздания (Н.Коперник,
Д.Бруно, Г.Галилей, Л. да Винчи).
Неоплатонизм XY-XYIвв.
Углубленное изучение и систематизация учения Платона, применение его идей к познанию природы и человека
( Н.Кузанский, Парацельс, Ф.Патрици )

Пантеизм

Натуралистический
Дж.Бруно

Религиозный
Н.Кузанский

Социально-политическая философия

Политическая философия (XY-XYIвв.) Н.Макиавелли
Изучение проблем управления государством,
поведением правителей

Утопический социализм XY-XYII вв.
Т.Мор, Т.Кампанелла

Поиск идеально-фантастических форм построения общества, государства, без частной собственности при всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государства

Реформация XYI-XYII вв.
Критика идеологии ср.-векового католицизма,
противопоставление авторитета Библии
авторитету церкви как посредника между
человеком и Богом.
(М.Лютер, Т.Мюнцер, Э.Ротердамский)

34

Слайд 27

Философия эпохи Возрождения 35 Основные направления Натурфилософия Методология Гносеология Политика Социальные

Философия эпохи Возрождения

35

Основные направления

Натурфилософия

Методология

Гносеология

Политика

Социальные
проблемы

Проблема
материи

Проблема
движения

Концепции

Атомистическая

Пантеистическая

Движущая сила-разумное начало,

неотделимое от материи (пантеизм)

Диалектические
тенденции
(XY-XYIвв.)

Метафизические
тенденции (XYIв.)

Познаваемость
мира

Признание воздействия
внешнего мира на органы
чувств в качестве
источника знания

Отрицание
врожденных
идей

Утверждение роли разума
и логики

Тираноборческое
направление
(республиканское)

Обновление
социального
идеала на основе
божественного
природного закона

Монархическое
направление
(абсолютизм)

Отрицание
частной
собственности

Общественный
труд

Равное распределение
материальных благ

Слайд 28

Неоплатонизм – идеалистическое направление ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона,

Неоплатонизм – идеалистическое направление
ставившее своей целью строгую систематизацию
учения Платона, устранение из

него противоречий
и его дальнейшее развитие. (XYв. Н Кузанский,
Прокл).

Философия эпохи Возрождения

Особенности философии
гуманизма

Получил распространение в Европе в XIY-сер. XYвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла).

* антицерковная и антисхоластическая направленность;
* стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
* антропоцентризм –особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей;
* жизнеутверждающий оптимизм.

Основные черты

- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

36

Слайд 29

Философия эпохи Возрождения Натурфилософия обоснование материалистического взгляда на мир(чаще-в форме пантеизма);

Философия эпохи Возрождения

Натурфилософия

обоснование материалистического взгляда на мир(чаще-в форме пантеизма);
- стремление отделить

философию от теологии;
выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной;
утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

Основные черты

Социально-политическая философия

Философия
Реформации

Философия
социалистов-утопистов

Политическая
философия

- государство, его устройство, механизм правления;
принципы устройства общества;
взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.

П Р О Б Л Е М Ы

37

Слайд 30

Философия марксизма Предпосылки возникновения философии марксизма Переход к неклассической философии К.Маркс

Философия марксизма

Предпосылки возникновения
философии марксизма

Переход к неклассической философии
К.Маркс (1818-1883гг.)
Ф.Энгельс (1820-1895гг.)

Исторические условия

Экономические (проявление


противоречий капитализма)
2. Социально-политические
(первые выступления рабочих)

Теоретические источники

1. Немецкая классическая
философия
Г.В.Ф.Гегель (1770-1831гг.)
Л.Фейербах (1804-1872гг.)
2. Классическая английская
политическая экономия
А.Смит (1723-1790гг.)
Д.Рикардо (1772-1823гг.)
3. Критический-утопический
социализм XIX в.
А.К.Сен-Симон (1760-1825гг.)
Ш.Фурье (1772-1837гг.)

Естественно-научные
открытия

1. Клеточная теория

Т.Шван (1810-1882гг.)
М.Я.Шлейден (1804-1881гг.)

2. Теория происхождения
развития видов растений
и животных

Ч.Дарвин (1809-1882гг.)

3.Закон сохранения и
превращения энергии

Ю.Р.Майер (1814-1878гг.)
Г.Гельмгольц (1821-1894гг.)

Изменение
предмета
философии

Изменение
общественной
роли философии

Диалектико-
материалистическое
понимание природы

Исторический
материализм

Материалистическое
понимание
истории

Диалектический
материализм

38

Слайд 31

Постклассическая западная философия (конец XIX-XXв.) О.Конт (1798-1857гг.) Д.Милль (1806-1873гг.) Г.Спенсер (1820-1903гг.)

Постклассическая западная философия (конец XIX-XXв.)
О.Конт (1798-1857гг.)
Д.Милль (1806-1873гг.)
Г.Спенсер (1820-1903гг.)

Постпозитивизм

К.Поппер (1902г-1994гг.)
Т.Кун (1922-1996гг.)
П.Файербенд (1924-1994гг.)

Неопозитивизм

Г.Рейхенабах

(1891-1953гг.)
Ф.Франк (1884-1966гг.)
Р.Карнап (1981-1970гг.)
Б.Рассел (1872-1970гг.)

Махизм
(Эмпириокритицизм)

Э.Мах (1838-1916гг.)
А.Пуанкаре (1854-1912гг.)
Р.Авенариус (1843-1896гг.)

Позитивизм

Экзистенциализм

Религиозный

Г.Марсель (1889-1973 гг.)
К.Ясперс (1883-1969гг.)
Н.Бердяев (1874-1948гг.)

Атеистический

М.Хайдеггер (1889-1976гг.)
Ж-П.Сартр (1905-1980гг.)
А.Камю (1913-1960гг.)

Экзистенциальная
диалектика

С.Къеркегор (1813-1855гг.)

Философия жизни

Ф.Ницше (1844-1900гг.)
А.Бергсон (1859-1941гг.)
В.Дильтей (1833-1911гг.)
А.Шопегауэр (1788-1860гг.)

Феноменология

Ф.Брентано (1838-11917гг.)
Э.Гуссерель (1859-1938гг.)

42