Содержание
- 2. Катехизис свт. Филарета. Учение о блаженстве Что нужно, кроме молитвы, для утверждения в надежде спасения? Чтобы
- 3. Заповедей о блаженстве девять: 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие,
- 4. Свт. Иоанн Златоуст о внутренней связи христианских добродетелей и заповедей: «От первой заповеди, пролагая путь к
- 5. О первой заповеди Блаженства Какая первая заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть нищими
- 6. Может ли нищета телесная послужить к совершенству нищеты духовной? Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты
- 7. Св. Отцы о нищете духовной Прп. авва Исаия: «Не те нищие духом, которые отреклись от мира
- 8. О второй заповеди Блаженства Какая вторая заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть плачущими.
- 9. Св. Отцы о плаче о грехах Прп. Симеон Новый Богослов: «Если верный человек, всегда внимающий заповедям
- 10. О третьей заповеди Блаженства Какая третья заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть кроткими.
- 11. Св. Отцы о кротости Свт. Василий Великий: «Кротость есть величайшая из добродетелей и потому причислена к
- 12. О четвертой заповеди Блаженства Какая четвертая заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть алчущими
- 13. Кто такие алчущие и жаждущие правды? Алчущие и жаждущие правды — это те, кто делают добро,
- 15. Скачать презентацию
Катехизис свт. Филарета. Учение о блаженстве
Что нужно, кроме молитвы, для утверждения
Катехизис свт. Филарета. Учение о блаженстве
Что нужно, кроме молитвы, для утверждения
Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. Об этом говорит Сам Господь: Что вы зовете Меня: "Господи! Господи!" и не делаете того, что Я говорю (Лк. 6:46). Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного (Мф. 7:21).
Что для нас является руководством в собственном подвиге?
Руководством в нашем подвиге может быть учение Господа Иисуса Христа, в краткой форме изложенное в Его заповедях о блаженстве.
Заповедей о блаженстве девять:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство
Заповедей о блаженстве девять:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:3-12).
О чём следует помнить, чтобы правильно понимать эти заповеди?
Для правильного понимания заповедей о блаженстве следует помнить, что Господь нам вручил их так, как говорит Евангелие: Отверзши уста Свои, учил. Будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое не повелевая, а ублажая тех, кто его свободно примет и будет исполнять. Поэтому в каждом изречении о блаженстве следует рассматривать: учение, или заповедь; ублажение, или обещание награды.
Свт. Иоанн Златоуст о внутренней связи христианских добродетелей и заповедей: «От
Свт. Иоанн Златоуст о внутренней связи христианских добродетелей и заповедей: «От
О первой заповеди Блаженства
Какая первая заповедь Господа для достижения блаженства?
Желающие блаженства
О первой заповеди Блаженства
Какая первая заповедь Господа для достижения блаженства?
Желающие блаженства
Что означает быть нищим духом?
Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы — ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святого Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
Могут ли богатые быть нищими духом?
Быть нищими духом могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и непостоянно и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26).
.
Может ли нищета телесная послужить к совершенству нищеты духовной?
Нищета телесная может
Может ли нищета телесная послужить к совершенству нищеты духовной?
Нищета телесная может
Что обещает Господь нищим духом?
Нищим духом Господь обещает царство небесное.
Каким образом нищим духом принадлежит царство небесное?
Нищим духом в настоящей жизни царство небесное принадлежит внутренне и предначинательно, благодаря их вере и надежде, а в будущей — совершительно, посредством участия в вечном блаженстве
Св. Отцы о нищете духовной
Прп. авва Исаия: «Не те нищие духом,
Св. Отцы о нищете духовной
Прп. авва Исаия: «Не те нищие духом,
Прп. Ефрем Сирин: «Возлюби нищету Христову в этом мире, чтобы в том обогатиться тебе Христовым Божеством».
Свт. Тихон Задонский: «Когда человек посмотрит внутрь своего сердца и рассудит о внутреннем состоянии своем, то увидит духовную нищету, более горькую, чем телесная. Ибо ничего он в себе, кроме бедности, окаянства, греха и тьмы, не имеет. Не имеет истинной и живой веры, истинной и сердечной молитвы, истинного и сердечного благодарения, своей правды, любви, чистоты, благости, милосердия, кротости, терпения, покоя, тишины, мира и прочих душевных благ. Так нищ и убог человек! Но кто имеет некое сокровище, от Бога его получает, а не от себя имеет; и благодати Божией, а не своей силе должен приписывать его».
Свт. Игнатий (Брянчанинов):
«Нищета духа – блаженство, первое в Евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное».
«Нищета духа – соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солью – Бог отвергает их».
«На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения».
«Для христианина евангельская нищета вожделеннее всех сокровищ мира.
«От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией помощи, он постепенно теряет упование на себя».
«Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало-помалу истребит в нас удовлетворение собою и облечет нас в блаженную нищету духа».
«Нищета духа является от видения и сознания грехов и греховности».
О второй заповеди Блаженства
Какая вторая заповедь Господа для достижения блаженства?
Желающие блаженства
О второй заповеди Блаженства
Какая вторая заповедь Господа для достижения блаженства?
Желающие блаженства
Что мы понимаем под плачем?
Во второй заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца и действительные слёзы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу и заслуживаем нашими грехами Его гнев. Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7:10).
Что Господь обещает плачущим?
Господь обещает плачущим, что они утешатся.
Как здесь понимается утешение?
Здесь понимается утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в умиротворённой совести.
Для чего с заповедью о плаче соединено обещание утешения?
Печаль о грехах не должна доходить до отчаяния.
Св. Отцы о плаче о грехах
Прп. Симеон Новый Богослов: «Если верный
Св. Отцы о плаче о грехах
Прп. Симеон Новый Богослов: «Если верный
Отечник: «Поведали о авве Диоскоре следующее. Он, безмолвствуя в келлии, оплакивал себя. Ученик его жил в другой келлии. Когда ученик приходил к старцу и заставал его плачущим, то спрашивал: «Отец! о чем ты плачешь?» Старец отвечал: «Плачу о грехах моих». Ученик возражал: «Ты не имеешь грехов». Старец отвечал: «Будь уверен, сын мой: если бы я видел все грехи мои, то мой собственный плач оказался бы недостаточным; я нуждался бы во многих помощниках, чтобы оплакивать их, как должно».
Прп. Исаак Сирин: «Восчувствовавший грехи свои лучше того, кто молитвой воскрешает мертвых… кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше видевших Ангелов».
О третьей заповеди Блаженства
Какая третья заповедь Господа для достижения блаженства?
Желающие блаженства
О третьей заповеди Блаженства
Какая третья заповедь Господа для достижения блаженства?
Желающие блаженства
Что такое кротость?
Кротость — тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.
В чём проявляется кротость?
Особые действия христианской кротости: не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо против наших желаний, не предаваться гневу, не превозноситься.
Что Господь обещает кротким?
Господь обещает кротким, что они наследуют землю.
Как следует понимать обещание наследовать землю?
В отношении последователей Христа предсказание наследовать землю исполнилось буквально, т.е. постоянно кроткие христиане вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.
Значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земле живых, там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (см. Пс 26:13).
Св. Отцы о кротости
Свт. Василий Великий:
«Кротость есть величайшая из добродетелей
Св. Отцы о кротости
Свт. Василий Великий:
«Кротость есть величайшая из добродетелей
«Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах нет никакого мятежа - называются кроткими».
Прп. Ефрем Сирин:
«Приобретите кротость, потому что кроткий украшен всяким добрым делом. Кроткий если и обижен - радуется, если и скорбит - благодарит, и гневных укрощает любовью».
«Кроткий, принимая на себя удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире».
Свт. Иоанн Златоуст:
«Подлинно нет ничего сильнее кротости, нет ничего могущественнее. Она вводит в нашу душу постоянный мир, заставляет ее стремиться к нему, как бы в пристань, и таким образом служит для нас источником всякого успокоения».
«Каким образом мы можем стяжать кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, скорбеть и плакать о них».
Прп. Иоанн Лествичник:
«Кротость есть недвижимое устроение души, пребывающее одинаковым в бесчестии и в чести».
«Кротость – ходатаица отпущения грехов, дерзновение на молитве, вместилище Духа Святого».
О четвертой заповеди Блаженства
Какая четвертая заповедь Господа для достижения блаженства?
Желающие блаженства
О четвертой заповеди Блаженства
Какая четвертая заповедь Господа для достижения блаженства?
Желающие блаженства
Что мы понимаем под именем правды?
Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано, что приведётся правда вечная (Дан. 9:24), т.е. совершится оправдание человека, виновного перед Богом, — оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа.
Об этой правде говорит апостол Павел: Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. 3:22-25).
Кто такие алчущие и жаждущие правды?
Алчущие и жаждущие правды — это
Кто такие алчущие и жаждущие правды?
Алчущие и жаждущие правды — это
Что обещает Господь алчущим и жаждущим правды?
Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.
Что мы здесь понимаем под насыщением?
Подобно телесному насыщению, которое приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей — духовное насыщение означает: внутреннее успокоение помилованного грешника; приобретение силы для делания добра, а эта сила подаётся оправдывающей благодатью. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворённой для наслаждения бесконечным благом, последует в вечной жизни, по слову Псалмопевца: Насыщуся, когда откроется слава Твоя (см. Пс 16:15).