Сочинение по картине

Содержание

Слайд 2

Литература 1. Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. – М.

Литература

1. Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. – М.

– Л., 1965.
2. Крупина С.Н.Сочинение по картине И.И.Шишкина « Рожь» в 5 классе // Русская словесность. - 2001. - №6.
3. Латюк Л.А. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» // РЯШ.- 1973.- № 4.
4. Сергеева Н.Н. Работа по картине с точки зрения современных представлений о типах речи// РЯШ. - 1979. - № 6.
5. Тамбовкина Т.И., Тамбовкин Ю.Ф. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» // РЯШ.- 1974. - № 6.
6. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. М.: Просвещение, 1983.
Слайд 3

План Значение работы по картине. Этапы подготовки сочинения по картине: Подготовка

План

Значение работы по картине.
Этапы подготовки сочинения по картине:
Подготовка учащихся к восприятию

произведения искусства.
Рассматривание картины.
Анализ живописного полотна.
Словарно-стилистическая работа.
Составление плана сочинения.
Устный рассказ и письменное сочинение.
Анализ сочинения.
Слайд 4

Значение работы по картине Работа по картине обогащает познания учащихся об

Значение работы по картине

Работа по картине
обогащает познания учащихся об окружающем мире,

расширяют их кругозор;
развивает наблюдательность, внимание.
формирует умения анализировать живописное произведение, определять отношение к картине;
воспитывает художественный вкус, прививает любовь к искусству;
формирует умения отбора языковых средств для передачи полученных впечатлений.
Слайд 5

По степени близости словесной передачи к изо- браженному на картине эпизоду

По степени близости словесной передачи к изо- браженному на картине эпизоду

сочинения делятся на три вида:
сочинения, описывающие картину без каких-либо отступлений от того, что на ней изображено;
сочинения, в которых описывается момент, предшествующий изображенному на картине или следующий за ним, т. е. сочинения «с домыслом»;
сочинения по аналогии — описание случая, эпизода, близкого тому, который дан на картине.
Слайд 6

Этапы подготовки сочинения по картине Подготовка учащихся к восприятию произведения искусства

Этапы подготовки сочинения по картине

Подготовка учащихся к восприятию произведения искусства
Формы: вступительная

беседа; рассказ учителя или сообщения учащихся; учебный фильм .
Содержанием беседы обычно являются сведения о художнике, об истории создания картины.
Устанавливается связь с уроками изобразительного искусства.
Рассматривание картины
Рассматривание картины детьми — это первое синтетическое восприятие и осмысливание целого, первое нерасчлененное восприятие, оно дает школьникам общее впечатление о картине.
Анализ живописного полотна
Цель этапа - помочь учащимся дать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.
Слайд 7

Анализ живописного полотна проводится в процессе беседы или рассказа учителя. Вопросы

Анализ живописного полотна проводится в процессе беседы или рассказа учителя. Вопросы

учителя должны помочь детям увидеть картину, понять в единстве содержание и средства художественного выражения.
Этапы анализа картины:
Первые эмоциональные впечатления о картине. Учитель предлагает вопросы: Какое общее настроение создается у вас при первом взгляде на картину? или: Какое впечатление производит на вас картина?
Далее выясняется тема и идея картины, сюжет, композиция, роль изобразительных средств, использованных художником для выражения замысла.
Используются вопросы, цель которых детализировать наблюдения, указать, что именно нужно наблюдать: Что изображено на картине? Какие предметы изображены? Напр., по картине В. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»: Что на картине показывает приближение грозы? Какие признаки надвигающейся грозы вы видите на картине? Как художник показал, что дует сильный ветер? Как изображены дети? Что подчеркнул художник в облике детей, в портрете ребятишек? Какие детали позволяют сделать такой вывод?
Слайд 8

Определить тему и основную мысль картины помогают задания: дать название картине;

Определить тему и основную мысль картины помогают задания: дать название картине;

сопоставить названия, придуманные учащимися, выбрать наиболее удачное; сравнить с названием, данным художником; объяснить смысл названия, данного художником.
Анализ композиции: В чем особенность композиции картины? Какую роль в композиции картины играет то или иное действующее лицо? Какую роль в раскрытии замысла картины играет композиция?
Анализ цветового решения картины: Какие цвета преобладают в картине? Какие краски использовал художник, чтобы подчеркнуть радостный характер изображенного на картине? Какое значение в раскрытии замысла картины имеют цвет и колорит? Насколько цветовое решение картины соответствует ее идейному содержанию?
Вопросы, которые помогут учащимся понять настроение картины, чувство, которое художник хочет передать зрителю, а также свое отношение к изображаемому. Вопросы: Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину? Каков эмоциональный тон картины? Что дорого художнику в природе в этот весенний день? Что (и почему) особенно понравилось в картине?
Слайд 9

Словарно-стилистическая работа - работа с незнакомыми учащимся словами (отражающими содержание картины;

Словарно-стилистическая работа

- работа с незнакомыми учащимся словами (отражающими содержание картины; со

специальной лексикой — цвет, колорит, силуэт);
- подбор перифраз (А. И. Куинджи — русский художник, талантливый живописец, замечательный пейзажист, певец русской природы, певец лунной ночи);
- предупреждение повторов одних и тех же слов (картина, художник);
- выбор наиболее точного слова из синонимического ряда (по картине Васнецова «Аленушка»: печаль, скорбь, горесть);
- использование изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и др.);
- отбор синтаксических конструкций;
предупреждение возможных недочетов в построении предложений.
Слайд 10

Составление плана сочинения Учащиеся вспоминают содержание классной беседы, предлагают и формулируют

Составление плана сочинения

Учащиеся вспоминают содержание классной беседы, предлагают и формулируют пункты

плана, выделяя главное в картине.
План (по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
1. Весна — лучшее время года.
2. Пробуждение весенней природы!
а) мартовский снег;
б) голубой небесный купол;
в) деревья на переднем плане и в глубине?
г) незримое присутствие человека.
3. Какое настроение создает картина?
4. Мое отношение к картине. Чем мне нравится этот пейзаж?