Орфоэпические нормы

Содержание

Слайд 2

Орфоэпия — это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний

Орфоэпия — это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний

звуков, грамматических форм и отдельных слов. Произносительные нормы свойственны устной речи.
Орфоэпический словарь под ред. Р.И. Аванесова фиксирует основные орфоэпические правила, характе­ризующие произносительную систему современного русского литературного языка. В Ор­фоэпическом словаре под ред. Р.И. Аванесова дается 156 правил произношения
Слайд 3

законы в области произнесения гласных 1) Аканье. Произносится в б/у положении

законы в области произнесения гласных

1) Аканье. Произносится в б/у положении звук,

близкий к А (сред­ний между о и а): м/а/л/а/ко, д/а/р/а/гой. (в[а]да'),
2) В первом предудар­ном слоге на месте звука, обозначенного буквой е, произносится звук, средний между э и ы — /эы/: ц/эы/на, оц/эы/нить, ц/эы/ла, ц/эы/лую, лиц/эы/вой, кольц/эы/ вой вз \иэ \ ла, цв \иэ\ты.
Слайд 4

законы в области произнесения гласных 3) В первом предударном слоге на

законы в области произнесения гласных

3) В первом предударном слоге на месте

звука, обозначенного буквой е, произносится звук, средний между Э и И Пр несу /нису/ веду /виду/
4) переход /и/ в /ы/ в позиции после твердых согласных: без/ы/глый, с/ы/грать.
Слайд 5

законы в области произнесения согласных 1) наличие непроизносимых согласных (солнце, голландский),

законы в области произнесения согласных
1) наличие непроизносимых согласных (солнце, голландский),
2) обязательное

смягчение согласных перед /и/ и перед /е/ :/с/иний, /с/ерый.
3. оглушение согласных на конце слова — горо(т), хле(п), гла(с);
4. уподобление согласных по признаку мягкости/твердости, глухости/ звонкости — /сь/нег, /ф/се, про/зь/ба.
Слайд 6

Произношение чн и чт 1. те, в которых ЧН произносится только

Произношение чн и чт

1. те, в которых ЧН произносится только как

[ШН]:
конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник,
девичник, двоечник, горчичник, что, что-нибудь, что-то,
а также женские отчества на ЧНА:
Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
Слайд 7

Произношение чн и шн . те, в которых ЧН произносится только

Произношение чн и шн

. те, в которых ЧН произносится только как

[Ч'Н]:точно, удачный, точечный, маскировочный, нечто и др.;
3. те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения -[Ч'Н[ и [ ШН[:подсвечник, булочная, ничто, горничная, копеечный, порядочный,
4. В отдельных случаях варианты произношения разграничивают
различные лексические значения:
сердечный приступ - друг серде[шн]ый, перечница (сосуд для перца) - чертова пере[шн]ица (о злой, сварливой женщине).
Слайд 8

Произношение чн и чт 2.те, в которых ЧН произносится только как

Произношение чн и чт

2.те, в которых ЧН произносится только как

[Ч'Н]:
точно, удачный, точечный, маскировочный, нечто и др.;
3. те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения -[Ч'Н[ и [ ШН[:подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный, ничто.
4. В отдельных случаях варианты произношения разграничивают
различные лексические значения:
сердечный приступ - друг серде[шн]ый, перечница (сосуд для перца) - чертова пере[шн]ица (о злой, сварливой женщине).
Слайд 9

Законы в области произнесения согласных 6.В литературном языке в конце слов

Законы в области произнесения согласных

6.В литературном языке в конце слов в

соответствии с написанием произносятся сочетания мь, бь, вь — семь, восемь, голу/пь/, любо/фь/. Под влиянием гово­ров встречается ошибочное твердое произношение со­гласных (сем, восем).
7.В неопределенной форме глагола (улыбаться, за­ниматься, развиваться) на месте -ться по литератур­ной норме произносится -цца (улыба/цц/а, развива/ цц/а).
.8. В настоящее время господствующим стало произноше­ние мягкого -сь: смеюсь, зажглась.
Слайд 10

Законы в области произнесения согласных 9) На месте орфографического г произно­сится

Законы в области произнесения согласных

9) На месте орфографического г произно­сится взрывной

г, который на конце слова чередуется с взрывным к: могу — мо/к/. В литературном языке фрикативное г (среднее между Г и X) употребляется в ограниченных условиях, с колебаниями:
а) всегда в междометиях ага, ого, гоп!
б) в некоторых словах, широко употребляющихся в церковном произношении: Господь, Бог (Бога и т.д
Слайд 11

Законы в области произнесения согласных 10)Согласно норме сочетание букв зж в

Законы в области произнесения согласных

10)Согласно норме сочетание букв зж в корне

слова произносится как двойное мягкое /жьжь/:
пишется произносится
уезжаю уежьжьаю
вожжи вожьжи
11) буквосочетание зж, если з относится к приставке, произносится как жж (твердо):
пишется произносится
изжога ижжога
Слайд 12

Мягкое произношение –сь: смеюсь, зажглась. Твердое произношение – ся:смеялся Лишь на

Мягкое произношение –сь: смеюсь, зажглась.
Твердое произношение – ся:смеялся Лишь на

сцене культивируется архаичное для общего литературного языка твердое произношение звука с у возвратных глаголов. Однако –ся произносится твердо: смеялса.
Слайд 13

Некоторые особенности произношения иноязычных слов сохранение в произношении звука [о] в

Некоторые особенности произношения иноязычных слов

сохранение в произношении звука [о] в безударных

слогах: м[о]дель, м[о]дерн, [о]азис, [о]тель, ф[о]нема, м[о]дернизм и в иностранных собственных именах: Фл[о]бер, В[о]льтер, Т[о]льятти, Ш[о]пен, М[о]пассан. Такое же произношение [о] наблюдается и в заударных слогах: ка- ка[о], ради [о]. Однако большинство заимствованной лексики, представляющее собой слова, прочно усвоенные русским литературным языком, подчиняется общим правилам произношения [о] и [а] в безударных слогах: б[а]кал, к[а]стюм, консервы, б[а]ксер, р[а]яль, пр[а]гресс, к[ъ]бинет, ф[ъ]рмулировать и ДР
Слайд 14

Некоторые особенности произношения иноязычных слов Непоследовательное смягчение согласных перед [е]: твердо:

Некоторые особенности произношения иноязычных слов

Непоследовательное смягчение согласных перед [е]: твердо: каш[нэ],

э[нэ]- ргия, [дэ]марш, мор[зэ], к[рэ]до; мягко: ка[т’]ет, па[т’]ефон, факуль[т’]ет, [т’]еория, [д’]еспот, [н’]ервы, пио[н’]ер, [с’]екция, [с’]ерия, му[’з]- ей, га[з']ета, [р’]ента, [р’]ектор.
В иноязычных нерусифицировавшихся словах согласные перед е не смягчаются, - т, д, с, з, ж, р.
Обычно перед [е] смягчаются согласные К,Г, Х: па[к’е)т, [к’е]гли, [к’е]кс, ба[г’е]т, [г’е)рцог, с[х’е]ма. Звук [л] также обычно произносится в этом положении мягко: [л’е]ди, мо[л’е]кула, ба[л’е]т и т. п..
Слайд 15

Мягкое произношение академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз,

Мягкое произношение

академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз, декламация,

декларация, депеша, инцидент, комплимент, компетентный, корректный, музей, патент, паштет, Одесса, тенор, термин, фанера, шинель; слово темп произносится с твердым т.
Слайд 16

Твердое произношение : адепт, бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте,

Твердое произношение

: адепт, бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте, дельта,

денди, де-факто, де-юре, диспансер, идентичный, интернат, интернационал, карате, каре, кафе, кашне, кодеин, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, кронштейн, мартен, миллиардер, модель, модерн, морзе, отель, партер, патетика, полонез, портмоне, поэтесса, резюме, рейтинг, супермен и другие.
Слайд 17

Е или Ё? афера Е Ё бытие оседлая-оседлость опека берёста жёлчь-жёлчный

Е или Ё?

афера

Е

Ё

бытие

оседлая-оседлость

опека

берёста

жёлчь-жёлчный

заём

манёвр-манёвренный

осуждённый

разведённый

отключённый

включённый

пноворождённыйрноворождёный

Слайд 18

Некоторые особенности московского произношения первый предударный слог в слове был длиннее

Некоторые особенности московского произношения

первый предударный слог в слове был длиннее ударного

слога (аканье)
В безударных слогах "Е" заменялось на долгое "И": "нису", "биру".
Сочетание чн как шн Пр. булошная, взятошник, войлошный, молошник, буднишный , Ильинишна, Николавна
Окончания глаголов.(вместо –ат, ят…ут, ют) Пр.ходют, манют
упрощение групп согласных в середине слова. Пр.властно, праздник
Брызжет -брыжжет, дождя –дожжя
Окончания прилагательных.
Пр.крепкий-крепкай,
Глубокий-глубокай
Слайд 19

Некоторые особенности петербургского произношения произнесение сочетания чн как [ч'н]: було[ч'н]ая; произнесение

Некоторые особенности петербургского произношения

произнесение сочетания чн как [ч'н]: було[ч'н]ая;
произнесение ч

перед т в союзах что, чтобы как [ч']: [ч'т]о, [ч'т]обы;
произнесение сочетания шн как [шн], а не [щн]: помо[шн]ик, су[шн]ость;
произнесение слова дождь как [дошт'], а дождя как [дажд'á];
произнесение сочетания [кк] вместо [хк] в слове легка: [л'еккá];
Слайд 20

Подъезд/Парадная Бордюр/Поребрик Проездной/Карточка Эстакада/Виадук Шаурма/Шаверма Батон/Булка Пончик/Пышка Палатка/Ларёк Курица/Кура Утятница/Латка Ластик/Резинка

Подъезд/Парадная
Бордюр/Поребрик
Проездной/Карточка
Эстакада/Виадук
Шаурма/Шаверма
Батон/Булка
Пончик/Пышка
Палатка/Ларёк
Курица/Кура
Утятница/Латка
Ластик/Резинка

Слайд 21

черезвычайный Не вставляйте лишние звуки в следующие слова: компроментировать конкурентноспособный константировать

черезвычайный

Не вставляйте лишние звуки в следующие слова:

компроментировать

конкурентноспособный

константировать

интригант

юристконсульт

прецендент

дермаНтин

подскользнуться

инциНдент

Слайд 22

Нам за суетность мала месть — Мир, где так непривычно и

Нам за суетность мала месть —
Мир, где так непривычно и

тихо,
И не верится вовсе, что есть
Тот Арбат или, скажем, Плющиха.
Но чтоб вовсе забыть их не смог
И чтоб сам забывался не больно,
Отдаленный, но внятный шумок
К нам доносится бесперебойно
Слайд 23

В глубинах мирозданья слышу слово, Его никто еще не смел найти.

В глубинах мирозданья слышу слово,
Его никто еще не смел найти.


С невыносимой маетой немого
Я вслух его хочу произнести.
Слайд 24

Огней московских перехлест до моего доходит зренья, как до иных мерцанье звезд над крайней улицей селенья.

Огней московских перехлест
до моего доходит зренья,
как до иных мерцанье

звезд
над крайней улицей селенья.
Слайд 25

1.Сверлильные станки оглашали воздух нестерпимым, тонким и резким визжанием. 2.Роман Данилевского

1.Сверлильные станки оглашали воздух
нестерпимым, тонким и резким визжанием.
2.Роман Данилевского

«Сожженная Москва»
посвящен событиям
Отечественной войны 1812 года.
Слайд 26

А мне светло и молодо Когда идут дожди, И капает из желоба: Найди. Найди. Найди.

А мне светло и молодо
Когда идут дожди,
И капает из

желоба:
Найди. Найди. Найди.
Слайд 27

То потрясающие звуки, То замирающие вдруг... Как бы последний ропот муки,

То потрясающие звуки,
То замирающие вдруг...
Как бы последний ропот муки,
В них отозвавшийся,

потух! <...>
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
Слайд 28

Monsieur l'Abbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему

Monsieur l'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал

моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.