Художественная культура мусульманского Востока. Творцу молитесь; он могучий, Он правит ветром, в знойный день На небо насылает ту

Содержание

Слайд 2

Мусульманский Восток. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую

Мусульманский Восток.

В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть

населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.
Слайд 3

Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры. В переводе

Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры.

В переводе с

арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э.
Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»).
Основатель – реальный человек – Мухаммед (570-632 г.г.).
В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка.
С этого года начинаются мусульманские летописи.
Слайд 4

Арабский халифат. Первый руководитель – Мухаммед. Территория включала в себя Сирию,

Арабский халифат.

Первый руководитель – Мухаммед.
Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет,

Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании.
Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны.
В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.
Слайд 5

Коран («чтение»). Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха.

Коран («чтение»).

Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его

речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями.
Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда.
Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.
Слайд 6

Общие положения Корана Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Последний

Общие положения Корана

Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха.
Последний и главный

пророк – Мухаммед.
После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни.
Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним.
Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.
Слайд 7

Практические обрядовые заповеди ислама. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение

Практические обрядовые заповеди ислама.

Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед

молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.
Слайд 8

Какие течения выделились в исламе? Существует три основных направления, на которые

Какие течения выделились в исламе?

Существует три основных направления, на которые

ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм.
Сунниты (от араб. «люди традиции») – выступают за власть халифа, который должен принадлежать роду курейшитов, быть богословом высшего ранга, справедливым и мудрым.
Шииты считают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и может принадлежать только наследникам Мухаммеда. Признаваемая форма государственного правления – имамат, имам – светский и духовный глава общины.
Хариджиты считают, что главой религиозной общины может быть избран любой правоверный мусульманин.
Слайд 9

Культура ислама. Архитектурные памятники. Мечеть Харам Бейт-Уллах (Священный, запретный дом Аллаха)

Культура ислама. Архитектурные памятники.

Мечеть Харам Бейт-Уллах (Священный, запретный дом Аллаха)

Слайд 10

Архитектура ислама. Мечеть Омара или Куббат ас-Сахра (Купол Скалы)

Архитектура ислама.

Мечеть Омара или Куббат ас-Сахра (Купол Скалы)

Слайд 11

Мечеть Омара была построена в 687-691 гг, в период правления халифов

Мечеть Омара была построена в 687-691 гг, в период правления халифов

из рода Омейя.

Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос.

Слайд 12

Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента. Каллиграфические надписи на стенах

Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента.

Каллиграфические надписи на стенах мечетей

являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.
Слайд 13

Мечеть султана Ахмеда (Голубая мечеть)

Мечеть султана Ахмеда (Голубая мечеть)

Слайд 14

Мавританский стиль. Соборная мечеть в Кордове. Ее особенность – 850 колонн,

Мавританский стиль.

Соборная мечеть в Кордове.
Ее особенность – 850 колонн, выполненных

из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.
Слайд 15

Альгамбра. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо,

Альгамбра.

«Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если

вглядишься в мою красоту».
Придворный поэт Ибн - Зумрук
Слайд 16

Альгамбра. Резные арки и ниша с орнаментом.

Альгамбра. Резные арки и ниша с орнаментом.