Семен Соломонович Бендицкий. Человек. Педагог. Музыкант

Содержание

Слайд 2

Семен Соломонович родился 3 апреля 1908 года в городе Днепр в

Семен Соломонович родился 3 апреля 1908 года в городе Днепр в

семье музыканта-тромбониста. Занятия музыкой начались в 5 лет. Он обладал богатым слуховым опытом в раннем детстве, что помогало ему быстро осваивать инструмент.
Слайд 3

Мать - Анна Соломоновна Бендицкая Отец - Соломон Ноевич Бендицкий

Мать - Анна Соломоновна Бендицкая

Отец - Соломон Ноевич Бендицкий

Слайд 4

Из воспоминаний Бендицкого: «Музыка царила в нашем доме безраздельно. Я начал

Из воспоминаний Бендицкого: «Музыка царила в нашем доме безраздельно. Я начал

ползать под роялем, на котором, естественно, кто-то занимался. Когда я научился ходить, рояль стал моей любимой игрушкой. Разговаривать и подбирать на рояле я начал приблизительно одновременно».
Слайд 5

Соломон Ноевич и Анна Соломоновна Бендицкие с детьми (второй слева—Сеня)

Соломон Ноевич и Анна Соломоновна Бендицкие с детьми
(второй слева—Сеня)

Слайд 6

По окончании школы Семен Соломонович поступил в консерваторию города Тифлиса.

По окончании школы Семен Соломонович поступил в консерваторию города Тифлиса.

Слайд 7

После революции 1917 года семье пришлось столкнуться со множеством трудностей. Но

После революции 1917 года семье пришлось столкнуться со множеством трудностей. Но

и в столь сложной обстановке юный пианист продолжал заниматься. В то время в поисках лучшего наставника он сменил несколько педагогов. Но в скором времени он нашел подходящего человека
Слайд 8

Франц Карлович Кесснер (1854-1930) пианист, который окончив Берлинскую музыкальную академию, обосновался

Франц Карлович Кесснер (1854-1930) пианист, который окончив Берлинскую музыкальную академию, обосновался

в Тифлисе в 1881 году. Он сыграл значительную роль в становлении музыкальной культуры города, выступая с сольными программами и в качестве аккомпаниатора, а также занимаясь благотворительной деятельностью.
Слайд 9

К моменту поступления Семена в класс Франца Кеснера, музыкант обладал непререкаемым

К моменту поступления Семена в класс Франца Кеснера, музыкант обладал непререкаемым

авторитетом, учиться у Кеснера было весьма почётно, поскольку попасть к нему в класс мог не каждый желающий.
Слайд 10

В 1923 г. Семен Бендицкий поступил на работу в Тифлисский радиоцентр пианистом-концертмейстером, зарекомендовав себя талантливым музыкантом.

В 1923 г. Семен Бендицкий поступил на работу в Тифлисский радиоцентр

пианистом-концертмейстером, зарекомендовав себя талантливым музыкантом.
Слайд 11

В 1925 году происходит судьбоносное событие в жизни Семёна Соломоновича – знакомство с Генрихом Густавовичем Нейгаузом

В 1925 году происходит судьбоносное событие в жизни Семёна Соломоновича –

знакомство с Генрихом Густавовичем Нейгаузом
Слайд 12

Прослушав юношу, Генрих Густавович сказал, что ему, нужно учиться, причём лучше

Прослушав юношу, Генрих Густавович сказал, что ему, нужно учиться, причём лучше

всего в Московской консерватории, хотя в этот период молодой пианист уже обучался в консерватории Тифлиса, работал художественным руководителем оркестра Русского драматического театра (с 1922 по 1924 годы) и солистом-аккомпаниатором на Радиокомитете (с 1922 по 1927 год), регулярно выступал с концертами.
Слайд 13

После этого события в Тифлисе оставаться он уже не мог, признаваясь

После этого события в Тифлисе оставаться он уже не мог, признаваясь

в своём интервью: «Москва влекла моё воображение неодолимо. Москва, Нейгауз и альма-матер: Московская консерватория!».
Слайд 14

В 1927 году Семен Соломонович поступил в Московскую консерваторию, выдержав конкурс

В 1927 году Семен Соломонович поступил в Московскую консерваторию, выдержав конкурс

10 человек на место, и был зачислен в класс Г.Г. Нейгауза.

Слева направо: М.П. Фролов, Л.Г. Крутиков, Б.С. Маранц, Г.Г. Нейгауз, С.С. Бендицкий

Слайд 15

В становлении Семена Соломоновича как музыканта и педагога важную роль сыграла

В становлении Семена Соломоновича как музыканта и педагога важную роль сыграла

не только вся художественная атмосфера, но и ученическое окружение. К своему профессору студенты и выпускники относились с обожанием и любовью. Молодой музыкант жадно вдыхал, впитывал в себя художественные впечатления.
Слайд 16

Бендицкий на 3 курсе был принят на работу концертмейстером в класс

Бендицкий на 3 курсе был принят на работу концертмейстером в класс

хорового дирижёра профессора Николая Михайловича Данилина
Слайд 17

Работа с прекрасным коллективом очень увлекла молодого музыканта и сослужила ему

Работа с прекрасным коллективом очень увлекла молодого музыканта и сослужила ему

бесценную службу в дальнейшей деятельности. Насыщенная музыкальная жизнь, культурная среда Москвы оказали мощное влияние на музыкальное и интеллектуальное развитие молодого Семена. Его отличали жажда знаний, любовь к музыке, стремление к профессиональному совершенствованию, воля и работоспособность.
Слайд 18

Берта Маранц и Семен Бендицкий В 1932 году у молодой семьи родился первый ребенок- сын Александр

Берта Маранц и Семен Бендицкий

В 1932 году у молодой семьи

родился первый ребенок- сын Александр
Слайд 19

В это время Бендицкий работал в должности солиста-аккомпаниатора Радиокомитета, в должности

В это время Бендицкий работал в должности солиста-аккомпаниатора Радиокомитета, в должности

ассистента Института кинематографии , давал частные уроки…Однако бытовые проблемы нарастали, жить становилось все труднее.
Слайд 20

И тогда у Бендицкого состоялся судьбоносный разговор с Нейгаузом. Генрих Густавович

И тогда у Бендицкого состоялся судьбоносный разговор с Нейгаузом. Генрих Густавович

предложил своему ученику вместе с женой работать в открывающейся в Свердловске консерватории в качестве его ассистентов (сам он должен был курировать там фортепианный отдел). Завершился первый большой этап жизни молодого музыканта.
Слайд 21

Слайд 22

Итак, Свердловск…

Итак, Свердловск…

Слайд 23

Именно здесь, в Свердловске, проявляются незаурядные качества организатора, раскрываются педагогические способности и исполнительский темперамент Бендицкого

Именно здесь, в Свердловске, проявляются незаурядные качества организатора, раскрываются педагогические способности

и исполнительский темперамент Бендицкого
Слайд 24

1939 год. Стоят слева направо: В.Н. Трамбицкий, С.С. Бендицкий, П.Л. Печерский, М.П. Фролов

1939 год. Стоят слева направо: В.Н. Трамбицкий,
С.С. Бендицкий, П.Л. Печерский,

М.П. Фролов
Слайд 25

Семеном Соломоновичем была организована хоровая студия, которая впоследствии переросла в Республиканскую

Семеном Соломоновичем была организована хоровая студия, которая впоследствии переросла в Республиканскую

капеллу. Много и успешно Бендицкий играл в симфонических и камерных концертах. Свердловчане старшего поколения до сих пор помнят его исполнение Первого фортепианного концерта Ференца Листа с оркестром под управлением Георга Себастьяна
Слайд 26

В период работы в Свердловске в его доме останавливались Генрих Нейгауз,

В период работы в Свердловске в его доме останавливались Генрих Нейгауз,

Дмитрий Шостакович, в 1935 году произошло знакомство с Сергеем Прокофьевым.
Слайд 27

Бендицкого отличали гражданское мужество, смелость, широта души. В 1938 году в

Бендицкого отличали гражданское мужество, смелость, широта души. В 1938 году в

Свердловске некоторое время жил Дмитрий Шостакович. Тогда композитор находился под наблюдением НКВД, с ним избегали здороваться, старались держаться от него подальше. Бендицкий не побоялся принимать опального композитора у себя в квартире, активно пропагандировал его сочинения.
Слайд 28

Семен Бендицкий и Генрих Нейгауз Дмитрий Шостакович

Семен Бендицкий и Генрих Нейгауз

Дмитрий Шостакович

Слайд 29

В 1946 году Семен Соломонович переехал в Саратов

В 1946 году Семен Соломонович переехал в Саратов

Слайд 30

В 1954 году стал профессором Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова,

В 1954 году стал профессором Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова,

где и вел много лет плодотворную педагогическую деятельность.
Слайд 31

Отзыв А.Б. Гольденвейзера о присвоении звания профессора 1949 г.

Отзыв А.Б. Гольденвейзера о присвоении звания профессора 1949 г.

Слайд 32

Семён Бендицкий - создатель крупной пианистической школы, представленной педагогами Саратовской консерватории.Огромное

Семён Бендицкий - создатель крупной пианистической школы, представленной педагогами Саратовской консерватории.Огромное

впечатление на юных учеников производила музыкальная и художественная эрудиция музыканта.
Слайд 33

«Семён Соломонович знал такие оперы, о которых услышишь разве что на

«Семён Соломонович знал такие оперы, о которых услышишь разве что на

уроках истории музыки, и то – одни названия! Ещё будучи ребёнком, я интуитивно почувствовал магнетизм музыкального и личностного воздействия Бендицкого» (Из воспоминаний Скрипая А.А)

Анатолий Скрипай – ученик Бендицкого С.С.

Слайд 34

Бендицкий формировал учеников не только своими замечаниями по поводу игры, но


Бендицкий формировал учеников не только своими замечаниями по поводу игры,

но и всем обликом, своим отношением к жизни, музыке, природе. Он учил их чувствовать жизнь.
Слайд 35

С Альбертом Таракановым С Асей Киреевой

С Альбертом Таракановым

С Асей Киреевой

Слайд 36

Вокруг Бендицкого всегда царил высокий дух музыкальной столицы: в театре, консерватории

Вокруг Бендицкого всегда царил высокий дух музыкальной столицы: в театре, консерватории

и даже дома. Он создавал эту атмосферу вокруг себя и щедро делился ею со всеми учениками, со всеми, с кем общался
Слайд 37

Слайд 38

Просветительская деятельность Семена Соломоновича в городе не ограничивалась приглашениями в Саратов

Просветительская деятельность Семена Соломоновича в городе не ограничивалась приглашениями в

Саратов с гастролями известных музыкантов. Концерты «Клуба пианистов», организованные Бендицким, привлекали профессоров университета, медицинского института, учёных, художников, поэтов.
Слайд 39

Н.А. Гольденберг Д.Ф. Ойстрах С.С. Бендицкий Л.В. Зайц Приезд С. Рихтера в Саратов

Н.А. Гольденберг Д.Ф. Ойстрах С.С. Бендицкий Л.В. Зайц

Приезд С. Рихтера в Саратов

Слайд 40

Семён Соломонович Бендицкий – неординарная творческая личность, выдающийся музыкальный деятель, искусство

Семён Соломонович Бендицкий – неординарная творческая личность, выдающийся музыкальный деятель, искусство

которого оставило яркий след в истории музыкальной культуры Поволжья и Урала. Ученик Генриха Нейгауза, он внёс весомый вклад в развитие отечественного фортепианного искусства, став ярким представителем одной из региональных пианистических школ.
Слайд 41

Его многогранная концертно-просветительская, педагогическая, общественная деятельность оказала значительное влияние на культурный

Его многогранная концертно-просветительская, педагогическая, общественная деятельность оказала значительное влияние на культурный облик

не только Свердловска и Саратова, но простиралась далеко за пределы названных городов, где он жил и работал.
Слайд 42

Семен Соломонович и Рина Михайловна с детьми Аня, Игорь, Натан, Шурик

Семен Соломонович и Рина Михайловна с детьми Аня, Игорь, Натан, Шурик

Семен

Соломонович в Доме-музее Рахманинова 1973 год
Слайд 43