Поздний период творчества А.С. Даргомыжского

Слайд 2

В конце 50-х годов Даргомыжский начинает сотрудничать в сатирическом журнале «Искра»,

В конце 50-х годов Даргомыжский начинает сотрудничать в сатирическом журнале «Искра»,

где в карикатурах, фельетонах, стихах высмеивались нравы и порядки современного общества, печатались Салтыков-Щедрин, Герцен, Некрасов, Добролюбов.
Руководителями журнала были талантливый художник-карикатурист Н. Степанов и поэт-переводчик В. Курочкин. В эти годы на стихи и переводы поэтов-искровцев композитор сочиняет драматическую песню «Старый капрал», сатирические песни «Червяк» и «Титулярный советник».
Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

К этому же времени относится знакомство Даргомыжского с Балакиревым, Кюи, Мусоргским,

К этому же времени относится знакомство Даргомыжского с Балакиревым, Кюи, Мусоргским,

которое немного позже перейдет в близкую дружбу. Эти молодые композиторы вместе с Римским-Корсаковым и Бородиным войдут в историю музыки как члены кружка «Могучая кучка» и впоследствии обогатят свое творчество достижениями Даргомыжского в различных областях музыкальной выразительности.
Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Общественная активность композитора проявилась в его работе по организации Русского Музыкального

Общественная активность композитора проявилась в его работе по организации Русского Музыкального

Общества .Она ставила перед собой задачи музыкального просвещения в России, расширения концертной и музыкально-театральной деятельности, организации музыкальных учебных заведений.
В 1867 году он становится председателем его петербургского отделения. Он принимает участие и в разработке устава Петербургской консерватории.
В 60-е годы Даргомыжский создает несколько симфонических пьес: «Баба-яга», «Казачок», «Чухонская фантазия». Эти «характеристические фантазии для оркестра» основаны на народных мелодиях и продолжают традиции «Камаринской» Глинки.
Слайд 14

С ноября 1864-го по май 1865 года состоялось новое заграничное путешествие.

С ноября 1864-го по май 1865 года состоялось новое заграничное путешествие.

Композитор посетил ряд европейских городов — Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. В Брюсселе состоялся концерт из его произведений, который имел большой успех у публики, получил сочувственные отклики в газетах и принес автору немало радости.
Слайд 15

Он начинает работу над оперой «Каменный гость» по одноименной «маленькой трагедии»

Он начинает работу над оперой «Каменный гость» по одноименной «маленькой трагедии»

Пушкина и ставит перед собой невероятно сложную и смелую задачу: сохранить неизменным пушкинский текст и построить произведение на музыкальном воплощении интонаций человеческой речи.
Даргомыжский отказывается от привычных оперных форм (арий, ансамблей, хоров) и делает основой произведения речитатив, который является как главным средством характеристики персонажей, так и основой сквозного (непрерывного) музыкального развития оперы.
Слайд 16

Слайд 17

Ее наиболее восторженными поклонниками были композиторы «Могучей кучки» и музыкальный критик

Ее наиболее восторженными поклонниками были композиторы «Могучей кучки» и музыкальный критик

В. В. Стасов, особенно сблизившиеся с Даргомыжским в последние годы его жизни. Но оперу «Каменный гость» Даргомыжский не успел закончить. Даргомыжский скончался 5 января 1869 года и был похоронен в Александро-Невской лавре, недалеко от могилы Глинки.
Согласно завещанию композитора, оперу «Каменный гость» закончил по авторским эскизам Ц. А. Кюи, а оркестровал Римский-Корсаков. Благодаря усилиям друзей в 1872 году, спустя три года после смерти композитора, его последняя опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Слайд 18