По опере П.И. Чайковского Пиковая дама

Слайд 2

«Пиковая дама» — вершина оперного творчества Чайковского, произведение, как бы обобщившее

«Пиковая дама» — вершина оперного творчества Чайковского, произведение, как бы обобщившее

его высшие завоевания. Оно существенно отличается от повести Пушкина не только по сюжету, но и в трактовке характеров, социального положения героев. В повести и Лиза, бедная воспитанница Графини, и инженерный офицер Германн (у Пушкина это фамилия, и пишется она именно так) находятся на одной ступени социальной лестницы; в опере Лиза — внучка и наследница Графини. Пушкинский Германн — одержимый манией богатства честолюбец
Слайд 3

Время действия: конец XVIII века, но не позднее 1796 года. Место

Время действия: конец XVIII века, но не позднее 1796 года.
Место действия:

Петербург.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 7 (19) декабря 1890 года.

Действующие лица:
ГЕРМАН (тенор)
ГРАФ ТОМСКИЙ (баритон)
КНЯЗЬ ЕЛЕЦКИЙ (баритон)
ЧЕКАЛИНСКИЙ (тенор)
СУРИН (бас)
ЧАПЛИЦКИЙ (тенор)
НАРУМОВ (бас)
РАСПОРЯДИТЕЛЬ (тенор)
ГРАФИНЯ (меццо-сопрано)
ЛИЗА (сопрано)
ПОЛИНА (контральто)
ГУВЕРНАНТКА (меццо-сопрано)
МАША (сопрано)
МАЛЬЧИК-КОМАНДИР (без пения)

Слайд 4

Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина на

Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина на

сцене Мариинского театра, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. С 1885 года от имени дирекции театров велись переговоры о создании оперы на этот сюжет с несколькими людьми, в том числе, с композиторами А. А. Вилламовым и Н. С. Кленовским, а также либреттистами И. В. Шпажинским и В. А. Кандауровым. В октябре 1887 года состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским, которому было предложено написать музыку на этот сюжет, однако композитор решительно отказался, в частности, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности».
Слайд 5

19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс

19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс

её создания шёл необычайно быстро: клавираусцуг оперы был закончен 6 апреля, а к 8 июня того же года была завершена вся партитура. В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером, тенором, который должен был исполнять главную роль в опере, Чайковский вставил в седьмую картину застольную песню (арию) Германа, и сделал новую редакцию его предсмертного ариозо.
Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.