Искусство джаза

Слайд 2

Джаз ДЖАЗ (англ. jazz), родовое понятие, определяющее несколько видов музыкального искусства,

Джаз

ДЖАЗ (англ. jazz), родовое понятие, определяющее несколько видов музыкального искусства, различающихся

между собой и по стилистике, и по художественным задачам, и по роли в общественной жизни. Термин jazz (первоначально jass) не встречался до рубежа 19–20 вв., он может происходить и от французского jaser (со значением «болтать», которое сохранилось в американском слэнге: jazz – «враки», «брехня»), и от какого-либо слова на одном из африканских языков, имевшего определенный эротический смысл, тем более что в естественном словосочетании jazz dance («джазовый танец») этот же смысл с шекспировских времен несло в себе слово dance. В высших кругах Нового и Старого Света слово, которое впоследствии стало чисто музыкальным термином, ассоциировалось с чем-то шумным, грубым, грязным. Английский писатель Ричард Олдингтон в предисловии к роману Смерть героя, в котором описывает «окопную правду» и нравственные потери личности после Первой мировой войны, называет свой роман «джазовым».
Слайд 3

Возникновение джаза О джазе спорили больше, чем о каком-либо другом виде

Возникновение джаза

О джазе спорили больше, чем о каком-либо другом виде музыкального

искусства. Рьяные поклонники джаза считали его чуть ли не единственным подлинно современным родом музыки, а столь же рьяные противники вообще отрицали его право назьюаться искусством. Кто же прав?
В этих спорах нашла отражение двойственная и противоречивая природа самого джаза. Его истоки — в народном искусстве, в танцевальной музыке негров южных городов Америки, в частности Нового Орлеана, считающегося родиной джаза. В северные города Соединенных Штатов эта музыка проникла после первой мировой войны и сразу произвела необыкновенно сильное впечатление. Музыкальная одаренность негритянского народа сказалась в удивительном разнообразии, свободе и вместе с тем четкости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую ("синкопами"), в талантливой импровизации исполнителей. В джазе импровизирует не только солист — лучший исполнитель на трубе, кларнете или саксофоне, но и все музыканты. В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки, есть лишь основа в виде какой-либо известной мелодии. Каждый музыкант импровизирует свою партию, свободно варьируя эту мелодию; это требует от участников джаза не только исполнительского мастерства, но и творческого дара.
Слайд 4

В серию «Искусство джаза» включены произведения, по праву считающиеся классикой данного

В серию «Искусство джаза» включены произведения, по праву считающиеся классикой данного

музыкального направления. Это и фортепианные пьесы Джорджа Гершвина, и регтаймы Скотта Джоплина, и избранные произведения блестящего джазового композитора, аранжировщика и дирижера Дюка Эллингтона.
Также в сборниках серии представлена музыка современных композиторов: переложения произведений Анатолия Кролла, автора музыки к знаменитому фильму «Мы из джаза»; обработки и импровизации на популярные эстрадные и джазовые темы и др.
Сборники адресованы прежде всего учащимся старших классов ДШИ, студентам музыкальных училищ, а также широкому кругу любителей ансамблевого музицирования.
Слайд 5

В джаз-оркестре нет и точно зафиксированного состава инструментов. Очень большое значение

В джаз-оркестре нет и точно зафиксированного состава инструментов. Очень большое значение

имеет в нем обычно группа медных инструментов: труба, тромбон, саксофон, очень велика и разнообразна группа ударных инструментов (эта особенность перешла в джаз от его "предков" — народных негритянских оркестров). Иногда несколько ударных инструментов объединяются в руках одного исполнителя-виртуоза. В джазе обязательно присутствует фортепиано, трактуемое как ритмический инструмент. Присутствие других инструментов (струнных смычковых, банджо, гитары) зависит от инициативы дирижера.

Джаз оказал влияние и на другие формы музыкального искусства. Самый известный пример — творчество талантливого американского композитора Джорджа Гершвина, автора популярной "Рапсодии в блюзовых тонах" для фортепиано с оркестром и оперы "Порги и Бесс" из жизни негритянской бедноты.

Слайд 6

Появившись в Европе, джаз вызвал к себе горячий интерес музыкантов, в

Появившись в Европе, джаз вызвал к себе горячий интерес музыкантов, в

особенности французских, привлек их своей непосредственностью и темпераментом. Увлечению джазом отдали дань многие французские композиторы: Эрик Сати, Жан Вьенер, Жорж Орик, Дариус Мийо и другие. Ритмы джаза казались им великолепным музыкальным выражением напряженной пульсации жизни современного большого города, чаще всего они и применялись в европейской музыке в этом значении.