Презентация Искусство гравюры

Содержание

Слайд 2

Искусство графики – это процесс художественной организации поверхности.

Искусство графики – это процесс художественной организации поверхности.

Слайд 3

Для графики очень важна фактура поверхности, в отличие от живописи, где

Для графики очень важна фактура поверхности, в отличие от живописи, где поверхность

закрывается грунтом.

Даже на оттиске видны линии резца.

А. Карраччи. Поклонение пастухов, 1606

Слайд 4

Искусство графики делится на два больших вида: рисунок и печатная графика

Искусство графики делится на два больших вида: рисунок и печатная графика (гравюра).

А. Дюрер. Оплакивание Христа, 1522

А.

Дюрер. Оплакивание Христа, 1507
Слайд 5

Э. Мане. Кошачье свидание, 1868 (гравюра на камне) А. Мантенья. Вакханалия,

Э. Мане. Кошачье свидание, 1868 (гравюра на камне)

А. Мантенья. Вакханалия, ок. 1494 (гравюра на металле)

Тициан. Портрет Пьетро Аретино, 1538
(гравюра на дереве)

В

зависимости от материала поверхности различают три вида гравюры.
Слайд 6

В выпуклой гравюре значимые элементы изображения приподняты над фоном. Так работают по дереву в технике ксилографии.

В выпуклой гравюре значимые элементы изображения приподняты над фоном.

Так работают по дереву в технике ксилографии.

Слайд 7

Ксилограф формирует изображение из линий и пятен. Тициан. Поклонение пастухов, ок. 1532-36

Ксилограф формирует изображение из линий и пятен.

Тициан. Поклонение пастухов, ок. 1532-36

Слайд 8

Особенности дерева диктуют художнику большую степень обобщенности образа. А. Альтдорфер. Жертворприношение Авраама, ок. 1520-25

Особенности дерева диктуют художнику большую степень обобщенности образа.

А. Альтдорфер. Жертворприношение Авраама, ок. 1520-25

Слайд 9

В технике кьяроскуро («светотень») изображение печатают с нескольких досок, каждая из

В технике кьяроскуро («светотень») изображение печатают с нескольких досок, каждая из которых соответствует определенной градации светотени или отдельному

цвету. Образ здесь создается, в основном, при помощи пятен.

Л. Кранах Старший. Святое семейство на пути в Египет, 1522 (кьяроскуро в две доски)

Слайд 10

В технике торцовой (тоновой) гравюры изображение вырезается на поперечном срезе дерева.

В технике торцовой (тоновой) гравюры изображение вырезается на поперечном срезе дерева.

Это позволяет активно использовать мелкие пересекающиеся линии

и создавать очень точные изображения.

Т. Бьюик. Сова, конец XVIII века

Слайд 11

Выпуклая гравюра по линолеуму получила распространение с конца XIX века, благодаря простоте исполнения и доступности материала.

Выпуклая гравюра по линолеуму получила распространение с конца XIX века, благодаря простоте исполнения и доступности материала.

Слайд 12

Линолеум – очень мягкий и податливый материал, позволяющий свободно резать его

Линолеум – очень мягкий и податливый материал, позволяющий свободно резать его любым

резцом.

И. Крусамёджи. Ворон, сер. XX века

И. Голицын. На балконе, 1958

Х. Бенёр. Дуб, 1975

Слайд 13

В углубленной гравюре значимые элементы изображения опущены ниже уровня фона. В

В углубленной гравюре значимые элементы изображения опущены ниже уровня фона.

В технике углубленной гравюры работают по металлу (резцовая гравюра, офорт).

Слайд 14

Резцовая гравюра на металле выполняется тонкими резцами (штихелями). Образ создается с

Резцовая гравюра на металле выполняется тонкими резцами (штихелями). Образ создается с помощью перекрестных

штрихов.

А. Карраччи. Пьета, 1598

Слайд 15

В технике офорта (от франц. eau-forte – азотная кислота) используют кислоты,

В технике офорта (от франц. eau-forte – азотная кислота) используют кислоты, которые,

воздействуя на металл, оставляют углубления.

Ж. Калло. Маски dell’arte, ок. 1622

Слайд 16

Часто мастера офорта печатают рисунок с нескольких «досок», добиваясь разной четкости

Часто мастера офорта печатают рисунок с нескольких «досок», добиваясь разной четкости линий

для передачи эффекта воздушной перспективы.

Ш. Добиньи. Вид в окрестностях Субиако, 1840

Слайд 17

Техника плоской гравюры основана на свойстве разных частей поверхности принимать или

Техника плоской гравюры основана на свойстве разных частей поверхности принимать или отталкивать краску.

В технике плоской гравюры работают по

камню (литография).
Слайд 18

Рисунок на литографском камне наносят специальным жирным карандашом. Это позволяет приблизить

Рисунок на литографском камне наносят специальным
жирным карандашом. Это позволяет приблизить технику гравюры

к простому рисунку.

В. Ван Гог. Едоки картофеля, 1885

Слайд 19

Оттиски с литографского камня получаются мягкие, слегка бархатистые. Э. Дега. Женщина с веером, ок. 1878-79

Оттиски с литографского камня получаются мягкие, слегка бархатистые.

Э. Дега. Женщина с веером, ок. 1878-79

Слайд 20

Благодаря простоте техники литографию часто используют для оформления печатной продукции. О.

Благодаря простоте техники литографию часто используют для оформления печатной продукции.

О. Домье. Вид

из подвала на мир наверху, 1856
Слайд 21

Во время работы художник-гравер проверяет изображение, создавая пробные оттиски, которые называют

Во время работы
художник-гравер
проверяет изображение, создавая пробные оттиски, которые называют «состояниями». Они позволяют проследить стадии работы мастера.

Х.

Голциус. Аркадский пейзаж, 1591
Слайд 22

А. Мантенья. Мадонна, 1490-1506

А. Мантенья. Мадонна, 1490-1506

Слайд 23

Исторически первым жанром гравюры стала книжная иллюстрация. Датский ксилограф 1790 года. Картинки-наклейки для книжных обложек.

Исторически первым жанром гравюры стала книжная иллюстрация.

Датский ксилограф 1790 года. Картинки-наклейки для книжных

обложек.
Слайд 24

Буквы и иллюстрации часто вырезали на одной деревянной доске. Это создавало

Буквы и иллюстрации часто вырезали на одной деревянной доске. Это создавало единство стиля.

Ф. Бреннон. Гайд-парк и Хрустальный

дворец, 1851
Слайд 25

Очень рано техника гравюры стала использоваться в жанре карикатуры. Она позволяла

Очень рано техника гравюры стала использоваться в жанре карикатуры. Она позволяла быстро

размножать «насмешливые листки».

О. Домье. Мороженое, 1837 (литография)

О. Домье. Председатель, 1833 (литография)

О. Домье. Шпик, 1835 (литография)

Слайд 26

В XX веке технику гравюры использовали в жанре плаката, создавая яркие, броские образы.

В XX веке технику гравюры использовали в жанре плаката, создавая яркие, броские

образы.