Конфликтно-игровая модель организации М. Круазье

Содержание

Слайд 2

Мишель Круазье

Мишель Круазье

Слайд 3

Конфликтно-игровая концепция организации. Игры в организации. Конфликтно-игровая модель организации может быть

Конфликтно-игровая концепция организации. Игры в организации.

Конфликтно-игровая модель организации может быть рассмотрена

как разновидность конвенциональной, но с рядом отличий, привнесенных постмодернизмом.
Согласно этой концепции любая организация представляет собой так называемый ансамбль игр. Под игрой здесь понимается особый тип отношений, который складывается между участниками с целью достижения наиболее выгодного положения внутри организации. Под этим понимается стремление игроков сохранить свободу собственных действий и решений. Причем сила игроков и, следовательно, их шансы одержать победу в подобной игре зависят от того, насколько они контролируют основные источники неопределенности внутри организации. Контроль неопределенности позволяет игрокам сохранять свободу в принятии решений и поддерживать баланс власти в организации. Регламентация неопределенности устраняет силу тех, кто ее контролирует.
Слайд 4

Участники игры в организации "Игроки", являющиеся людьми и группами людей (руководители,

Участники игры в организации

"Игроки", являющиеся людьми и группами людей (руководители, рабочие

и т.д.) в праве выбрать различные стратегии стратегии для достижения своих целей (консервативная стратегия, агрессивная стратегия и т.д.)
Слайд 5

Цель участников в конфликтно-игровой модели Организация представляется как механизм общения, который

Цель участников в конфликтно-игровой модели

Организация представляется как механизм общения, который регулирует

взаимодействие между участниками и подгруппами организации и обмен деятельности на основе столкновения разнообразных интересов в процессе организационной игры.
В организации, построенной на основе конфликтно-игровой модели, образуется интерактивное поле, характеризующееся относительно высокой неопределенностью, неуверенностью, а также большой свободой участников взаимодействия
В данном интерактивном поле все участники игры и их действия подчинены одной главной цели – получение максимальных преимуществ для себя при условии соблюдения установленных правил игры
Слайд 6

Взаимодействие участников в конфликтно-игровой модели В основе конфликтно-игровых отношений – борьба

Взаимодействие участников в конфликтно-игровой модели

В основе конфликтно-игровых отношений – борьба за

власть, доступ к информации и одновременно, сотрудничество и компромиссы, обусловленные определенными ограничениями (налагаемыми структурой, полномочиями и т.д.) – сценариями.
Особенности поведения участников:
Стремление получения как можно большего преимущества и выгод исходя из своей стратегии, разработанной для обеспечения их интересов
Стремление к данным интересам и выгодам не должно ставить под угрозу существование самой организации.
Слайд 7

Правила игры в конфликтно-игровой модели 1) Постепенное установление правил в отличие

Правила игры в конфликтно-игровой модели

1) Постепенное установление правил в отличие

от формального создания.
2) Эволюция правил вследствие анализа повторяющегося поведения игроков в сходных ситуациях
3) Стабильность правил, их признанность большинством и принятие новыми сотрудниками
Слайд 8

Пример проблемы Ситуация с ремонтными рабочими, названная Круазье «производственной монополией», и

Пример проблемы

Ситуация с ремонтными рабочими, названная Круазье «производственной монополией», и сложившаяся

в табачной промышленности Франции в конце 50 — начале 60-х годов XX века. В то время табак производился на множестве небольших и очень похожих друг на друга фабрик. На каждой фабрике работало около 350-400 человек, из них примерно 1/3 —рабочие, занятые непосредственно на производстве. Организация работ была очень стабильной, и каждая маленькая фирма могла самостоятельно выполнять свои производственные функции. Восстановление оборудования после отказов — это единственная проблема, которая не решалась с помощью определенных бюрократических правил и процедур. Если машины останавливались, производство прекращалось, и фабрика переставала выполнять свои функции.         
Слайд 9

Решение Исправить такую ситуацию могли несколько человек ремонтных рабочих, подчинявшихся техническому

Решение

Исправить такую ситуацию могли несколько человек ремонтных рабочих, подчинявшихся техническому инженеру

фабрики. Только они знали, как обслуживать и ремонтировать станки. Ремонтные рабочие узнавали приемы свой работы друг от друга и держали их в тайне, никому не объясняя, что они делают. Таким образом, они поставили в прямую зависимость от себя производственных рабочих и косвенно «подчинили» себе всех остальных сотрудников, которые были ограничены в выборе своих действий в случае отказов оборудования.
Слайд 10

КОНТРОЛЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СИЛА ИГРОКОВ М. Круазье установил, что сила игроков

КОНТРОЛЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СИЛА ИГРОКОВ

М. Круазье установил, что сила игроков тесно связана с

факторами неопределенности, которые влияют на организацию, а именно: «контроль неопределенности является причиной силы игроков. Следовательно, они выбирают  такие стратегии поведения, которые позволяют им контролировать основные источники неопределенности.
Однако обладающие силой специалисты не могут удерживать власть сколь угодно долго. Пока неопределенность действительно имеет место, они сохраняют силу и власть благодаря своему «ноу-хау». Но это не может продолжаться бесконечно, так как сами специалисты разрушают основу своей власти.
«Регламентация неопределенности устраняет силу тех,
кто ее контролирует»
Слайд 11

Противодействие игроков Противодействующие стратегии игроков могут замыкаться в серию бюрократических «порочных

Противодействие игроков

Противодействующие стратегии игроков могут замыкаться в серию бюрократических «порочных кругов»,

которые блокируют любые изменения в организации. Руководители пытаются «запрограммировать» как можно больше управленческих решений и расширить бюрократическое регулирование, а те, кто подвержен ему, упорно сопротивляются.
Любые тенденции к бюрократизации, даже если они полезны и необходимы, неизбежно провоцируют защитные стратегии участников игры, что вызывает еще большую бюрократизацию.