Виктор Петрович Астафьев, повесть Пастух и пастушка

Содержание

Слайд 2

К работе над повестью писатель обращался трижды – в 1969, в

К работе над повестью писатель обращался трижды – в 1969, в

1971 и в 1989 годах. В.П.Астафьев говорил в 1989 году: «Больше других люблю “Пастуха и пастушку”»

В повести не называются ни время, ни место сражения. Однако ясно, что действие происходит на Украине, где была окружена и уничтожена громадная
группировка противника.
По мнению
исследователей,
Астафьев описывает
Корсунь-Шевченковскую
операцию 1944 г.,
одну из выдающихся
в истории
Отечественной войны.

Слайд 3

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ Первая часть – «Бой». Эпиграф: «Есть

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ

Первая часть – «Бой». Эпиграф: «Есть упоение

в бою! какие красивые и устарелые слова!..» Из разговора, услышанного на войне
Уточнение: Слова услышаны автором в санитарном поезде. Таким образом композиция оформляется как кольцевая: судьба главного героя повести Бориса Костяева заканчивается в санитарном поезде в последней части произведения, а авторская, судя по эпиграфу к первой части, только начинается. Кроме того, главная героиня, Люся, находит могилу своего возлюбленного –
композиционно – в прологе,
и встреча «пастуха» и «пастушки»
продолжается в финале произведения.
Слайд 4

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ Первая часть – «Бой». Под пером

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ

Первая часть – «Бой». Под пером Виктора

Астафьева  оживают картина боя и образ человека на войне: “Борис недоверчиво посмотрел на усмирённую громаду машины: такую силищу — такой маленькой гранатой! Такой маленький человек! Слышал взводный ещё плохо. Во рту у него хрустела земля...” Порой “окопная” правда писателя даже натуралистична: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались ещё живые, изо рта их шёл пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолчённому снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи. Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: “Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?”»
Слайд 5

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ В этой же части изображены погибшие

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ

В этой же части изображены погибшие старик

и старушка, пасшие накануне боя колхозных коров, теперь –
«преданно обнявшиеся в
смертный час»
«пастух и пастушка».
“Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха
спрятала лицо под мышку старику. И мертвых
било их осколками, посекло одежонку, вырвало
серую вату из латаных телогреек, в которые оба
они были одеты... Хведор Хвомич пробовал
разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и
сказал, что так тому и быть, так даже лучше —
вместе на веки вечные...”
Слайд 6

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ Вторая часть – «Свидание». Эпиграф из

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ

Вторая часть – «Свидание». Эпиграф из Ярослава

Смелякова: «И ты пришла, заслышав ожиданье…».
Давным - давно Давным-давно, ещё до появленья, я знал тебя, любил тебя и ждал. Я выдумал тебя, мое стремленье, моя печаль, мой верный идеал. И ты пришла, заслышав ожиданье, узнав, что я заранее влюблен, как детские идут воспоминанья из глубины покинутых времен. Уверясь в том, что это образ мой, что создан он мучительной тоскою, я любовался вовсе не тобою, а вымысла бездушною игрой. Благодарю за смелое ученье, за весь твой смысл, за все - за то, что ты была не только рабским воплощеньем, не только точной копией мечты:

исполнена таких духовных сил, так далека от всякого притворства, как наглый блеск созвездий бутафорских далек от жизни истинных светил;
настолько чистой и такой сердечной, что я теперь стою перед тобой, навеки покоренный человечной, стремительной и нежной красотой. Пускай меня мечтатель не осудит: я радуюсь сегодня за двоих тому, что жизнь всегда была и будет намного выше вымыслов моих.

Слайд 7

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ Вторая часть – «Свидание». Завязка произведения.

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ

Вторая часть – «Свидание». Завязка произведения. Нарастающее

чувство любви Бориса Костяева и Люси.
Борис: “Ещё я помню театр с колоннами и
музыку. Знаешь, музыка была сиреневая...
Простенькая такая, понятная и сиреневая...
Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как
танцевали двое —
он и она, пастух и пастушка —
вспомнил. Лужайка зелёная. Овечки белые.
Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись её. В доверчивости они были беззащитны”.
Слайд 8

ПОРТРЕТ ЛЮСИ Не деревенская, 21 год, достаточно начитанна и музыкальна, понимает

ПОРТРЕТ ЛЮСИ

Не деревенская, 21 год, достаточно начитанна и музыкальна, понимает и

чувствует людей. С ней произошло что-то страшное. “Глубокая затаённость и грусть и даже виноватость в чём-то” угадывались в ней.
Портрет даётся писателем с помощью полутонов, эскизно. Маленькое лицо Люси как будто недорисованное, убегающий взгляд, глаза, “то темнея, то светясь, … жили как бы отдельно от лица”. Такая женщина способна на необычную любовь.
Слайд 9

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ Третья часть – «Прощание». Эпиграф: Горькие

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ

Третья часть – «Прощание».
Эпиграф:
Горькие слёзы застлали

мой взор.
Хмурое утро крадётся, как вор,
ночи вослед.
Проклято будь наступление дня!
Время уводит тебя и меня
в серый рассвет.
Из лирики вагантов
Слайд 10

Из третьей части «Как заняли местечко фашисты, на постой к нам

Из третьей части

«Как заняли местечко фашисты, на постой к нам определился

фриц один. Барственный такой. С собакой в Россию пожаловал. На собаке ошейник позолоченный.
Собака - скользкая, пучеглазая... Фашист этот культурный приводил с пересылки девушек... Что он с ними делал! Что делал! Всё показывал им какую-то парижскую любовь. Одна девушка выпорола глаз вальяжному фрицу, за парижскую-то любовь... Один только успела. Собака загрызла девушку…- Люся закрыла лицо руками и так
его сдавила, что из-под пальцев
покатилась бледность. - Перекусила
ей горло разом, как птичке,
облизнулась и легла к окну... там!..
Там!..- показывала Люся одной
рукой, другой всё зажимала глаза».
«Какой ты ласковый! Ты в мать. Я теперь
знаю её! Зачем войны? Зачем? За одно
только горе матери... Ах, господи, как бы
это сказать?
Слайд 11

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ Четвёртая часть – «Успение». Эпиграф из

СТРУКТУРА ПОВЕСТИ. СОДЕРЖАНИЕ ЕЁ ЧАСТЕЙ

Четвёртая часть – «Успение». Эпиграф из Петрарки:

«И жизни нет конца И мукам – краю».
"Успение" в переводе со старославянского - "сон". Успением называют дни завершения жизненного пути христианских святых. Их кончину не называют смертью, поскольку в христианстве считается, что нет небытия для святых, их тела и их души нетленны. Приходит день успения, после которого будет пробуждение, соединение с богом и вечная жизнь и слава.
Уйдёт из жизни Борис,
погибнут его товарищи, будут
в санитарном поезде крики и
мольбы о помощи. Но
встретятся Борис и Люся, через
годы найдёт она
своего возлюбленного.
Слайд 12

ДВОЙНИКИ-АНТИПОДЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ “Зажратая пэпэжэ” — походно-полевая жена врача госпиталя, куда

ДВОЙНИКИ-АНТИПОДЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

“Зажратая пэпэжэ” — походно-полевая жена врача госпиталя, куда попадает

Борис Костяев после ранения.
“He одного ещё такого вот мямлю-мужика обратает такая вот святоликая боевая подруга.
Удобно устраиваясь на
жительство, разведёт его с
семьёй, увезёт с собой
после войны в южный городок,
где сытно и тепло, да помыкать
простофилей будет
лет ещё десять-двадцать,
пока тот не помрёт с надсады”.
Это антипод Люси, полюбившей
по-настоящему,
навсегда, искренне
и бескорыстно.
Слайд 13

ДВОЙНИКИ-АНТИПОДЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ Помкомвзвода старшина Мохнаков, антипод Бориса, — хозяин в

ДВОЙНИКИ-АНТИПОДЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

Помкомвзвода старшина Мохнаков,
антипод Бориса, —

хозяин в окопном быту.
Он человек без лишних сантиментов,
живёт по принципу: всё дозволено,
война всё спишет. В этот ряд он
ставит и Люсю.
Мохнаков: «Я весь истратился
на войне. Весь! Сердце истратил...
He жаль мне никого. Меня бы палачом над
немецкими преступниками, я бы их!..».
Старшина не только оценивает себя, но и
принимает роковое решение — погибнуть, так как со своей жестокостью он не может жить в обществе. Он гибнет в бою,
бросаясь с миной под танк.
Борис, если бы не полюбил Люсю, пришёл бы к такому же концу. Но он умирает от любви…
Слайд 14

ФИНАЛ ПОВЕСТИ Люся, найдя могилу Бориса через годы: «Спи! Я пойду.

ФИНАЛ ПОВЕСТИ

Люся, найдя могилу Бориса через годы: «Спи! Я пойду. Но

я вернусь к тебе. Скоро. Совсем скоро мы будем вместе... Там уж никто не в силах разлучить нас».
Она шла и видела не ночную, благостно шелестящую степь, а море, в бескрайности которого качалась одиноким бакеном острая пирамидка, и зыбко было всё в этом мире.
А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны.
Остался один - посреди России.
Слайд 15

ЖАНР ПОВЕСТИ В обозначении жанра соединилось несоединимое. Для пасторали специфично: изображение

ЖАНР ПОВЕСТИ

В обозначении жанра соединилось несоединимое.
Для пасторали специфично:
изображение блаженной жизни


пастухов и пастушек;
противопоставление беспечной
жизни пастухов шумной и
суетной жизни горожан,
знающих нужду, горе и всякие
социальные бедствия;
полное отсутствие отражения
реальной деревенской жизни
XVI—XVII в.; наделение героев
пасторали психикой, манерами и
языком придворной знати.
Слово «современная» отражает реалии ХХ века с его трагическими катаклизмами
Слайд 16

ЖАНР ПОВЕСТИ В обозначении названия повести жанр оправдывается: несоединимое соединяется. Только

ЖАНР ПОВЕСТИ

В обозначении названия повести жанр оправдывается: несоединимое соединяется. Только истинная

любовь, которая приходит к современным «пастуху» и «пастушке», может преодолеть бедствия эпохи, потому что эта любовь вечная, непобедимая.
Умершие на войне и от войны старики не разлучаются и после смерти: «Попробовали разнять руки пастуха и пастушки, да не могли и решили - так тому и быть». Не расставшиеся и после смерти, они передают свою любовь Борису и Люсе, ещё не знающим о том, что они станут «пастухом» и «пастушкой», а те, волей автора, передают эту любовь нам.
Слайд 17

Слайд 18

«Если…потомки не осмыслят и не осознают прошлого, у них не будет настоящего…» В.П.Астафьев

«Если…потомки не осмыслят и не осознают прошлого, у них не будет

настоящего…» В.П.Астафьев
Слайд 19