Михаил Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

Содержание

Слайд 2

Михаил Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон» (11 класс)

Михаил Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон»
(11 класс)

Слайд 3

Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохов писал свою главную книгу в течение 15

Роман-эпопея «Тихий Дон»

Шолохов писал свою главную книгу в течение 15 лет

(1925 – 1940).

Роман был назван главной книгой X X века

Роман был задуман как эпическое полотно о народных судьбах в период двух войн и двух революций.

Существует всего два произведения такого крупного масштаба: где частное сливается с общим, где жизнь выдуманных персонажей переплетена с реальными историческими событиями и лицами, где показан и осмыслен широкий срез эпохи. Это «Тихий Дон» и «Война и мир».

В 1965г Шолохов за этот роман был удостоен Нобелевской премии

Слайд 4

Название и эпиграфы Образ Тихого Дона – символ народной жизни, родины.

Название и эпиграфы

Образ Тихого Дона – символ народной жизни, родины. В

песнях Дон называли «славный тихий Дон», «ты наш батюшка, тихий Дон». Автор хотел показать жизнь донского казачества с его традициями, культурой и диалектными особенностями языка.

Эпиграфы (два ко всему роману и один к третьей книге) – цитаты из старинных казачьих песен. Все эпиграфы – своеобразная лирическая «предыстория», уходящая в глубь веков. Постоянный повторяющийся эпитет «тихий» приобретает контрастный трагический смысл на фоне происходящих в романе бурных событий.

Слайд 5

Название и эпиграфы Первый эпиграф – сокращённый вариант песни «Дон после

Название и эпиграфы

Первый эпиграф – сокращённый вариант песни «Дон после войны»,

в которой рассказывается о любви к «славной землюшке» и к «батюшке тихому Дону» и звучат жалобы на тяжёлую казачью долю.

Во втором эпиграфе создан образ «возмутившейся реки» - в фольклоре это символ тревог и волнений.

В третьем – помутнение Дона объясняется не природными явлениями, а социальными: «Дон отпустил своих сынов на войну». Эпитет по отношению к Дону «тихий» здесь имеет значение «спокойный, мирный».

Слайд 6

Дон – казацкая вольница Действие романа сосредоточено в одной из наиболее

Дон – казацкая вольница

Действие романа сосредоточено в одной из наиболее сложных

провинций России – на Дону.

Дон – это казацкая вольница, место, куда бежали крепостные крестьяне, ставшие здесь свободными казаками. Именно здесь казаки являлись главной движущей силой народных восстаний.

В 1920г казачество как сословие было упразднено. В 1936г были созданы донское, кубанское и тверское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

Во все времена в характере казаков главным было особое уважение к свободе, стремление к независимости.

Слайд 7

Изображение донского казачества «Тихий Дон» – прежде всего книга о донском

Изображение донского казачества

«Тихий Дон» – прежде всего книга о донском казачестве

с его особой культурой, традициями, диалектными особенностями языка, о некогда вольных людях, сохранивших особое уважение к свободе.

Шолохов стремился показать казачество как целый мир, а за его историческими судьбами – судьбу народа России.

В романе много эпизодов, которые рассказывают о старинных казацких обычаях. Почти все они связаны с Доном.

Слайд 8

Изображение донского казачества Аксинья с бабкой Дроздихой выполняет магические действия от

Изображение донского казачества

Аксинья с бабкой Дроздихой выполняет магические действия от «присухи»

– от тоски по Григорию. Она плещет через плечо донской водой.

Подробно описаны в романе этапы казачьей свадьбы Григория и Натальи: сватовство, смотрины, сговор, поезжание. Запоминается сцена споров между отцами молодых. Согласно обычаю, отец невесты требует от жениха богатых нарядов, хотя у Натальи их в избытке. Для Мелеховых – это разорение, для Коршуновых – уважение обычаев.

Слайд 9

«Тихий Дон» – роман-эпопея В период великих потрясений в России в

«Тихий Дон» – роман-эпопея

В период великих потрясений в России в романе

показаны судьбы многих людей.

В романе 699 персонажей, среди которых подлинные исторические деятели: генералы Л.Корнилов, А.Каледин, П.Краснов, казаки Подтёлков, Крывошлыкрв, Фомин.

Действующие лица

Основные герои вымышлены. Вымышлен и сам хутор Татарский.

В типичных образах казаков Шолохов обобщил выразительные черты русского народа, широкий круг действующих лиц представляет людей самых разных социальных прослоек.

Важное место занимают в романе женские образы: Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшяка и др.

Слайд 10

«Тихий Дон» – роман-эпопея Широта художественного пространства тоже характерна для романа-эпопеи.

«Тихий Дон» – роман-эпопея

Широта художественного пространства тоже характерна для романа-эпопеи.

Шолохов изобразил

не только донские хутора и станицы, но и Москву, Петроград, Новочеркасск, Восточную Пруссию, Могилёв, Ростов, Новороссийск.

Массивный охват событий

События романа охватывают большой период жизни России: с мая 1912г по март 1922г, когда на Дону уже отгремела Гражданская война.

Слайд 11

«Тихий Дон» – роман-эпопея В романе отражены и драматические события народной

«Тихий Дон» – роман-эпопея

В романе отражены и драматические события народной жизни,

и многие человеческие судьбы.

Перед читателем проходят тысячи обыденных сюжетов: сватовство, похороны, проводы на военную службу, военные будни, цикл сельскохозяйственных работ, патриархальные и личные отношения героев.

Массивный охват событий

Слайд 12

«Тихий Дон» – роман-эпопея Основная проблематика раскрывается в противопоставлении быта донских

«Тихий Дон» – роман-эпопея

Основная проблематика раскрывается в противопоставлении быта донских казаков

и бесчеловечности войны.

Трагедия русского народа в эпоху страшного перелома показана писателем через судьбы донских казаков и конкретно через жизненных путь Григория Мелехова.

Проблематика

Подчёркивается трагизм братоубийственной Гражданской войны.

Война – главная причина распада старого жизненного уклада, она принесла в казачий мир разруху и запустение.

Объективно изображая противоборствующие стороны, автор сочувствует Григорию Мелехову и изображает Гражданскую войну как трагедию всего народа.

Слайд 13

Образ Григория Мелехова У Григория Мелехова существует прототип – это казак

Образ Григория Мелехова

У Григория Мелехова существует прототип – это казак хутора

Базки Харлампий Васильевич Ермаков, человек редкой храбрости.

Шолохов утверждал, что для создания образа Григория Мелехова он использовал лишь период его военной службы.

Прототип героя

Многие литературоведы пришли к выводу, что в шатаниях и метаниях Мелехова есть много автобиографических черт автора романа.

Харлампий Васильевич Ермаков

Слайд 14

Образ Григория Мелехова У героя запоминающаяся внешность: «Такой же, как у

Образ Григория Мелехова

У героя запоминающаяся внешность: «Такой же, как у бати,

вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей».

Григорий вспыльчив, диковат. Автор обращает внимание на волчий оскал зубов своего героя и в гневе, и в улыбке.

Изображение героя в начале романа

Как истинный казак, он прекрасный наездник, хорошо поёт.

Перед нами работящий, любящий свой труд земледелец и в будущем прекрасный воин.

Слайд 15

Образ Григория Мелехова Истоки характера героя – в историях его семьи,

Образ Григория Мелехова

Истоки характера героя – в историях его семьи, в

его генетических качествах, а это – гордость, смелость и стремление к свободе.

Главные их человеческие достоинства – доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие.

Черты народности и самобытности

Уличное прозвище Мелеховых – Турки. Это гордые, независимые, способные на большие чувства люди.

Григорий Мелехов храбр до отчаяния, честен и совестлив, но заметно в нём стихийное начало, взятое от среды.

Слайд 16

Образ Григория Мелехова Несмотря на все свои сомнения и метания, герой

Образ Григория Мелехова

Несмотря на все свои сомнения и метания, герой никогда

не лгал самому себе.

Григорий искренен и честен в мыслях и поступках. Он способен принимать трудные решения (уход из родной станицы, разрыв с Подтёлковым).

Неординарная натура и яркая индивидуальность

В романе много его внутренних монологов, это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор.

Война развращает людей, провоцирует их на поступки, которые в обычных условиях они никогда бы не совершили, но у Мелехова есть нравственный стержень, который ни разу не позволил ему совершить подлость.

Слайд 17

Образ Григория Мелехова Через все испытания века прошёл этот человек. Колесо

Образ Григория Мелехова

Через все испытания века прошёл этот человек.

Колесо истории проехалось

по каждой отдельной человеческой судьбе.

Судьба героя – составная часть судьбы донского казачества и судьбы России

Первая мировая война, Гражданская война, революция, контрреволюция, уничтожение казачества.

У Григория Мелехова была свобода, любовь, счастье, но всё это рухнуло. Описывая судьбу своего героя, Шолохов подчёркивает, что история классовых битв делает невозможным простое человеческое счастье.

Слайд 18

Образ Григория Мелехова Исследуя причины «огрубения» души Мелехова, писатель отражает внутреннее

Образ Григория Мелехова

Исследуя причины «огрубения» души Мелехова, писатель отражает внутреннее состояние

человека, прошедшего через смерть и кровь.

Образ главного героя как типичной личности концентрирует в себе основной исторический и идейный конфликт произведения. Григорий переживает сложную духовную эволюцию.

Судьба героя – составная часть судьбы донского казачества и судьбы России

В финале романа перед нами раньше времени постаревший, многое повидавший и одинокий человек, переживший трагедию и оказавшийся перед неизвестностью.

Слайд 19

Образ Григория Мелехова Григорий мечется от красных к белым – его

Образ Григория Мелехова

Григорий мечется от красных к белым – его метания

и составляют художественное пространство романа.

Он ищет правду, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». Но такой правды он не нашёл ни у красных, ни у белых.

Основа характера героя – стремление к нравственной истине

На своём пути герой встречает людей, которые оказывают на него влияние – Штокман, Чубатый, Гаранжа, Ивазрин, Подтёлкин, - но оно не столь значительно, чтобы сбить его с пути или куда-то направить. Мелехов ищет правду сам, его поиски мучительны и трудны, герой проходит через страшные испытания.

Слайд 20

Образ Григория Мелехова И в личной жизни, и в обществе он

Образ Григория Мелехова

И в личной жизни, и в обществе он всё

время находится в положении «между» и должен делать трудный выбор:
- между старым и новым (Мелехов следует традициям казачества и бросает вызов традиционному укладу жизни – уходит из родной станицы);
- между миром и войной (герой смел и мужественен в сражениях, но понимает противоестественность войны);
- между Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье борется с любовью к семье, жене, детям;
- между красными и белыми.

Основа характера героя – стремление к нравственной истине

Стремления героя к нравственной истине обречены на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня искалечила? За что так казнила?»

Слайд 21

Этапы жизненного пути Григория Мелехова Аксинья Астахова – замужняя соседка Мелеховых,

Этапы жизненного пути Григория Мелехова

Аксинья Астахова – замужняя соседка Мелеховых, которую

полюбил Григорий.

Уход с Аксиньей из родного хутора

Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека, за связь с Аксиньей.

Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью.

Они становятся наёмными работниками и у помещика Листницкого.

Слайд 22

Этапы жизненного пути Григория Мелехова Первый бой Григория и первый убитый

Этапы жизненного пути Григория Мелехова

Первый бой Григория и первый убитый им

человек.

Война 1914 года

Тяжёлые душевные переживания героя.

На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт.

События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве мира.

Слайд 23

Этапы жизненного пути Григория Мелехова Казалось бы, революции совершаются именно для

Этапы жизненного пути Григория Мелехова

Казалось бы, революции совершаются именно для таких,

как Григорий Мелехов.

Революция

Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царили бесправие и насилие.

Григорий принимает в нём активное участие в качестве казачьего офицера.

Казачий мятеж против красных

Слайд 24

Этапы жизненного пути Григория Мелехова Вновь оказавшись у красных, герой вновь

Этапы жизненного пути Григория Мелехова

Вновь оказавшись у красных, герой вновь испытывает

разочарование.

У красных в коннице Будённого

В своих шатаниях от одного лагеря к другому Мелехов стремился найти ту правду, которая ближе его народу.

По иронии судьбы, оказавшись в банде, Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь.

В банде Фомина

Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ним почти год, но тоска вновь погнала его к родному дому.

Слайд 25

Этапы жизненного пути Григория Мелехова Умерла жена Наталья, родители, погибла Аксинья.

Этапы жизненного пути Григория Мелехова

Умерла жена Наталья, родители, погибла Аксинья.

Возвращение домой

(финал романа)

Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного.

Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней?»

В финале романа Григорий стоит у ворот родного дома и держит сына.

Слайд 26

Сны Григория Мелехова и их роль в романе Во сне символически

Сны Григория Мелехова и их роль в романе

Во сне символически передаётся

душевное состояние героя в моменты сильных потрясений.

Сон – один из приёмов психологического анализа

Первый сон.
После первого сражения на «германской» Мелехов часто переживал во сне свою первую схватку (даже ощущал конвульсию в правой руке, в которой держал пику). Его «совесть убивала» за человека, убитого в этом бою.

Этот повторяющийся сон говорит о внутреннем конфликте героя между воинским долгом и человечностью.

Слайд 27

Сны Григория Мелехова и их роль в романе Второй сон. Но

Сны Григория Мелехова и их роль в романе

Второй сон.
Но той

же «германской» Григорий увидел другой сон. Снилась «бескрайняя», «выжженная», пустынная, «ужасающе тихая» степь, по которой он шёл не слыша своих шагов (символ отчуждения от всего родного), и от этого ощущал страх.

Сон – один из приёмов психологического анализа

Во сне выражается желание героя вернуться к исконным ценностям.

Слайд 28

Сны Григория Мелехова и их роль в романе Третий сон. Этот

Сны Григория Мелехова и их роль в романе

Третий сон.
Этот сон

Григорий видит накануне Верхнедонского восстания. Он о несбыточной мечте – о счастье с Аксиньей. Но даже во сне герой понимает, что это лишь сон.

Сон – один из приёмов психологического анализа

Мечта сталкивается с явью: проснувшись, он слышит, как ведут «мертвяков» и «тифозных».

Слайд 29

Сны Григория Мелехова и их роль в романе Четвёртый сон. Повторяющийся

Сны Григория Мелехова и их роль в романе

Четвёртый сон.
Повторяющийся сон

(знак особого душевного волнения). Григорию снится, что при наступлении красных казаки обращаются в бегство, не слушая его. Сам он, выстрелив, промахивается в красноармейца, который бежит легко, почти не касаясь ногами земли (символ преобладающей силы врага). У Григория заело затвор винтовки, он тоже бежит, но его догоняют, и он просыпается от сильного страха.

Сон – один из приёмов психологического анализа

Сон оказался вещим – напророчил поражение в бою с красными.

Слайд 30

Сны Григория Мелехова и их роль в романе Пятый сон. Демобилизовавшись

Сны Григория Мелехова и их роль в романе

Пятый сон.
Демобилизовавшись из

армии Будённого, Григорий видит сон: пока он затягивал подпруги у седла, полк пошёл в атаку без него. Герой чувствует «стыд и ужас».

Сон – один из приёмов психологического анализа

Так символически показана его душевная усталость и неготовность к дальнейшей борьбе.

Слайд 31

Сны Григория Мелехова и их роль в романе Шестой сон. Этот

Сны Григория Мелехова и их роль в романе

Шестой сон.
Этот сон

Мелехов видит, скрываясь от красных в Слащёвской дубраве. «Ему часто снились дети, Аксинья, мать и все остальные близкие, кого уже не было в живых. Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном». Когда жизнь кажется сном, это означает, что и проблемы, и интересы отходят от человека.

Сон – один из приёмов психологического анализа

Из персонажей сна в живых остался только сын Мишатка. Остаётся надежда, что привязанность к сыну будет началом воскресения героя.

Слайд 32

Женские образы в романе Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает

Женские образы в романе

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей,

сыновей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз.

Судьба казачки – традиционная судьба русской женщины

Две женщины сопутствуют главному герою: Наталья и Аксинья. Обе самозабвенно любят его, но они во всём противоположны.

В романе даны два типа женщин: образ матери, хранительницы очага (Ильинична и Наталья) и образ прекрасной грешницы, неистово ищущей своего счастья (Аксинья и Дарья).

Слайд 33

Женские образы в романе Любовь – необходимая потребность её существования. Аксинья

Женские образы в романе

Любовь – необходимая потребность её существования.

Аксинья

Аксинья сносила унижения

и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни.

Неистовство Аксиньи в любви подчёркнуто описанием её «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз».

Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых.

Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», и поэтому она яростно защищает свою любовь.

Слайд 34

Женские образы в романе Самозабвенная любовь к Гришке – смысл её

Женские образы в романе

Самозабвенная любовь к Гришке – смысл её существования,

ради неё Аксинья готова на любые испытания.

Аксинья

В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих.

Постепенно в её любви к Григорию появляются почти материнская нежность: с рождением дочери её образ становится чище.

Жизнь её оборвалась, когда она была счастлива, - смертельно раненная случайной пулей, она умерла на руках у Григория.

Слайд 35

Женские образы в романе Наталья – воплощение идеи домашнего очага, семьи,

Женские образы в романе

Наталья – воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной

нравственности русской женщины.

Наталья

Много страданий она принимает от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой – это заставляет героиню наложить на себя руки.

Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная.

Слайд 36

Женские образы в романе Тяжелее всего Григорию будет пережить то, что

Женские образы в романе

Тяжелее всего Григорию будет пережить то, что перед

смертью жена «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала до последней минуты».

Наталья

Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.