Быстрый карандаш А.С Пушкина, на полях его рукописей

Слайд 2

Графика Пушкина Необыкновенной была и графика Пушкина. И хотя эта область

Графика Пушкина

Необыкновенной была и графика Пушкина. И хотя эта область была

для поэта всего лишь любительством любитель и тут оказался гением. Сила художественного воздействия рисунков Пушкина неотразима так свободен и артистичен штрих, так пластична линия. В стремительно набросанных или задумчиво выведенных рисунках поэт проявляет необычайную выразительность, острую характерность, веселую карикатурность или нежнейший лиризм. Рукописи Пушкина с постоянными спутниками черновых набросков стихов рисунками вызывают в памяти описание альбома Онегина, начертанное поэтом как бы с натуры: Он был исписан, изрисован Рукой Онегина кругом. Меж непонятного маранья Мелькали мысли, замечанья, Портреты, числа, имена, Да буквы, тайны письмена, Отрывки, письма черновые, И, словом, искренний журнал, В который душу изливал Онегин в дни свои младые... 
Слайд 3

Большой автопортрет из Ушаковского альбома Это типичный для графики Пушкина профильный

Большой автопортрет из Ушаковского альбома

Это типичный для графики Пушкина профильный портрет.

Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. "Подлинные черты живого пушкинского лица, – говорит о портрете А.М.Эфрос, – переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, – даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым".
Слайд 4

Портрет Е.К. Воронцовой Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина

Портрет Е.К. Воронцовой

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Воспроизводимый

здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.
Слайд 5

Портрет Н.Н. Пушкиной Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается

Портрет Н.Н. Пушкиной

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать

её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, .Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.
Слайд 6

Титульный лист поэмы «Кавказский пленник» Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки

Титульный лист поэмы «Кавказский пленник»

Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим

рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. "Кавказский пленник". Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии ("Кавказ" – название поэмы в первой редакции).
Слайд 7

Последний автопортрет А.С. Пушкина Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных

Последний автопортрет А.С. Пушкина

Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов.

В лице поэта усталость, подавленность. "Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал - случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни..."