Акмеизм. Литературное течение

Содержание

Слайд 2

Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и было связано

Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и было

связано с символизмом.
В 1912 году на одном из заседании
литературного объединения «Цех поэтов» его участники объявили о возникновении нового поэтического течения - акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила).
Из их широкого круга выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов.
Слайд 3

“Цех поэтов” В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое

“Цех поэтов”
В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать

новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов,”
во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк,
З. Гиппиус, М. Зенкевич,
Георгий Иванов,
О. Мандельштам
Слайд 4

Поэты – акмеисты. ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович (1884 —1967) ГУМИЛЕВ Николай Степанович

Поэты – акмеисты.

ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович
(1884 —1967)

ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921)

АХМАТОВА

Анна Андреевна [1889—1966]

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938)

НАРБУТ Владимир Иванович (1888-1938)

ЗЕНКЕВИЧ Михаил Александрович (1891-1973)

Слайд 5

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ О создании же литературного направления под названием «акмеизм» было


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
О создании же литературного направления под названием «акмеизм»
было

официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха», а в № 1 журнала «Аполлон» за 1913 год появились статьи Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и
Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», которые считались манифестами новой школы
Слайд 6

Основные принципы акмеизма — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному,


Основные принципы акмеизма
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; —

отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;  — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»
Слайд 7

Жанрово-композиционные и стилистические особенности Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии.


   Жанрово-композиционные и стилистические особенности
Основное внимание акмеистов было сосредоточено

на поэзии. Конечно, была у них и проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии. Самым главным критерием стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха
Слайд 8

Первой ласточкой эстетической реформы акмеизма стала статья М. Кузмина «О прекрасной

Первой ласточкой эстетической реформы акмеизма стала статья М. Кузмина «О

прекрасной ясности», напечатанная в 1910 году. Статья декларировала стилевые принципы прекрасной ясности: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной прозы.

М. А. Кузмин.

Слайд 9

Н.Гумилёв( 1886-1921) В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к


   

Н.Гумилёв( 1886-1921)

В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к

открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам
Слайд 10

ЖИРАФ Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно


   
ЖИРАФ
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно

тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Слайд 11

А. Ахматова (1889-1966) лишена тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности.


   

  А. Ахматова (1889-1966) лишена тяготения к экзотическим сюжетам

и пестрой образности.
Своеобразие творческой манеры Ахматовой
как поэта акмеистического направления
составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира
Ахматова отображает целый душевный строй, изящно обрисовывает детали
Слайд 12

Подушка уже горяча С обеих сторон. Вот и вторая свеча Гаснет,


   

   

Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет,

и крик ворон
Становится всё слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
-Здравствуй!
(1909)
Слайд 13

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на


   

   

Так беспомощно грудь холодела,  Но шаги мои были легки.  Я

на правую руку надела  Перчатку с левой руки.  Показалось, что много ступеней,  А я знала - их только три!  Между кленов шепот осенний  Попросил: "С мною умри!".
Слайд 14

Здешний мир О. Мандельштама (1891-1938) был отмечен ощущением смертной хрупкости перед


   

   

  Здешний мир
О. Мандельштама (1891-1938) был отмечен ощущением

смертной хрупкости перед безликой вечностью. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма.
Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»:
человек окружался не безличными предметами,
а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.
Слайд 15

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей


   

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей

длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер - всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

   .

Слайд 16

Адамизм- это ещё одно название акмеизма, подразумевающее «мужественно твердый и ясный


   

Адамизм- это ещё одно название акмеизма, подразумевающее «мужественно твердый

и ясный взгляд на жизнь» (С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут)

   .


Просторен мир и многозвучен,
И многоцветен радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобетателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый-
Живой земле воспеть хвалы.
С. Городецкий

Слайд 17

Акмеизм и символизм. Наиболее авторитетными учителями для акмеистов были поэты, сыгравшие

Акмеизм и символизм.

Наиболее авторитетными учителями для акмеистов были поэты,

сыгравшие большую роль в символизме – М. Кузмин, И. Анненский, А. Блок. Можно сказать, что акмеисты наследовали достижения символизма, устраняя некоторые его крайности.

И. Ф. Анненский.

А. А. Блок

Слайд 18

Детально разработанной философско- эстетической программы акмеизм так и не выдвинул. Поэты-

Детально разработанной философско- эстетической программы акмеизм так и не выдвинул.

Поэты- акмеисты разделяли взгляды символистов на природу искусства и абсолютизировали роль художника.
Поэт- акмеист не пытался преодолеть «близкое» земное существование во имя «далеких» духовных обретений. Ценились такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образа, точно вымеренная композиция, отточенность деталей.
Слайд 19

Освободив предметную деталь от чрезмерной метафизической нагрузки, акмеисты выработали тонкие способы

Освободив предметную деталь от чрезмерной метафизической нагрузки, акмеисты выработали тонкие

способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей. Подобная манера «материализации» переживаний была характерна, например, для многих стихотворений А. Ахматовой.