Презентация на тему "Мировоззрение средневекового человека" - презентации по Истории скачать

Содержание

Слайд 2

Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его собственная духовная жизнь

Античный человек был частью вечного, гармоничного мира.
Его собственная духовная жизнь

мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством.
Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.

Античный человек

Слайд 3

Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную точку:

Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную точку:

«Вначале было Слово… И Слово было Бог». Бог как изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести.
Слайд 4

Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека. Человек

Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека.

Человек

в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей».
Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.
Слайд 5

Основные философские идеи Средневековья монотеизм (Бог един и уникален) теоцентризм (Бог

Основные философские идеи Средневековья

монотеизм
(Бог един и уникален)
теоцентризм


(Бог – центр мироздания)
креационизм (сотворение мира Богом из ничто)
дуализм (двумирность).
Слайд 6

Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной –

Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной – «дольний»

и потусторонний, идеальный, небесный – «горний».
Так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.
Слайд 7

Мироздание Средневековья представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в

Мироздание Средневековья

представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди

и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».
Слайд 8

Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской

Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети,

есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).
Слайд 9

Главный итог второй ступени познания вывод о всеобщей греховности человека, о

Главный итог второй ступени познания

вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога

и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т. е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.
Слайд 10

Средневековье вообще часто называют "временем контрастов".

Средневековье вообще часто называют "временем контрастов".

Слайд 11

В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к

В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает

к небесам в упоении и восторге,
то летит камнем в безысходность ада.
Слайд 12

Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.

Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не

наоборот.
Слайд 13

Но любой человек, даже святой - грешен. И значит, испытывает чувство

Но любой человек, даже святой - грешен.

И значит, испытывает

чувство вины. Это чувство находит свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.
Слайд 14

В средневековье атеистов не было Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир

В средневековье атеистов не было

Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир горний,

делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.
Слайд 15

Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.

Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым

дьяволу.
Слайд 16

Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу. Однако в

Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу.
Однако в сознании

средневекового человека он тоже очень могущественен, очень близок и страшен.
Слайд 17

В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.

В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным.

Каждому событию приписывался и символический смысл.
Слайд 18

Иерархия ценностей Духовные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные. Для любого крестьянина страшнее

Иерархия ценностей

Духовные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные.
Для любого крестьянина страшнее не

совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души - ЕДИНСТВЕННОЙ непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).
Слайд 19

В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям

В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям

и вассалам - это почетно и славно.
Слайд 20

Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в

Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в

слишком сильно приятии материального.
С другой стороны, Церковь призывала к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности.
"Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен
Слайд 21

Церковь Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была

Церковь

Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была

силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно влияющий на умы.
Слайд 22

Социум В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все

Социум

В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все

отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.
Слайд 23

В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок.

В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок.


Военное сословие должно всех защищать,
духовное молиться, податное работать.
Слайд 24

Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоциональность.

Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоциональность.

Телесность его проявляется в том, что окружающий мир он воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.
Слайд 25

Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные

Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные

категории времени, можно сказать, это два разных времени.
Слайд 26

Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет четкую стартовую

Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет четкую стартовую

точку - Сотворение Мира, и четкий финиш - Конец Света и Страшный Суд.
Слайд 27

Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.

Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.

Слайд 28

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Предрассудки

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Предрассудки

Слайд 29

Средневековые пытки и казни

Средневековые пытки и казни

Слайд 30

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Уровни христианства в средние века: 1. 2.

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Уровни христианства в средние века:

1.

2.