Сущность человека как проблема философии

Содержание

Слайд 2

«Человек есть постоянная проблема для самого себя» Однажды великий философ Древней

«Человек есть постоянная проблема для самого себя»

Однажды великий философ Древней Греции

Диоген Синопский (IV в. до н. э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь».
Слайд 3

Философские споры о человеке Когда Платон дал определение, имевшее большой успех:

Философские споры о человеке

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек

есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями»
Слайд 4

Слайд 5

Философские споры о человеке Пессимисты Оптимисты Упор на биологическую сущность человека.

Философские споры о человеке

Пессимисты

Оптимисты

Упор на биологическую сущность человека.
« Человек, в сущности, дикое, страшное

животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы. » Пьер Абеляр

Человек – существо духовное, наделенное сознанием и стремящееся к истине.
«Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах,- это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы». В. Шекспир

Философская антропология: сущность человека состоит в единстве природного и социального начал

Слайд 6

Философская антропология – философское учение о природе и сущности человека. Время

Философская антропология – философское учение о природе и сущности человека. Время

зарождения – XIX в. Основа – споры о том, что первично в феномене человека, природа или социум.
Слайд 7

Слайд 8

Человек – биосоциальная система

Человек – биосоциальная система

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Социальный характер деятельности

Социальный характер деятельности

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Связь мышления и деятельности Мышление согласует, упорядочивает, организует человеческую деятельность.

Связь мышления и деятельности

Мышление согласует, упорядочивает, организует человеческую деятельность.

Слайд 16

Язык и мышление Язык - система словесного выражения мыслей. Большинство исследователей

Язык и мышление

Язык - система словесного выражения мыслей. Большинство исследователей полагают,

что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.
Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.
Слайд 17

Соотношение мышления и языка Мышление=язык Мышление=язык Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий

Соотношение мышления и языка

Мышление=язык

Мышление=язык

Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в

поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».

Мышление, особенно творческое, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштен, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признавались, что использовали в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, ассоциаций и только затем воплощали результат в слова.