Средневековая философия

Содержание

Слайд 2

Вопросы темы: 1.Социокультурные предпосылки эпохи. 2.Основные принципы философского мышления данной эпохи.

Вопросы темы:

1.Социокультурные предпосылки эпохи.
2.Основные принципы философского мышления данной эпохи.
3.Основные этапы философии

средних веков.
Термины:патристика,схоластика,универсалии,реализм,номинализм,концептуализм.
Слайд 3

1. Христианство и философия. Понятие «христианская философия» в историко-философской традиции

1. Христианство и философия. Понятие «христианская философия» в историко-философской традиции

Слайд 4

2. Основные проблемы средневековой философии Проблема трансцендентного: теоцентризм, креационизм, проблема материи

2. Основные проблемы средневековой философии

Проблема трансцендентного: теоцентризм, креационизм, проблема материи
Проблема человека.

Человек как личность, персона
Проблема соотношения веры и знания: познавательная ценность веры
Проблема смысла истории, прогресса
Проблема универсалий
Слайд 5

3. Основные этапы развития средневековой философии Апологетика Патристика Схоластика

3. Основные этапы развития средневековой философии
Апологетика
Патристика
Схоластика

Слайд 6

Греческая патристика Иустин Философ Климент Александрийский Василий Великий Григорий Назианзин (Богослов)

Греческая патристика

Иустин Философ
Климент Александрийский
Василий Великий
Григорий Назианзин (Богослов)
Григорий Нисский
Дионисий Ареопагит (лже-Дионисий)
Максим Исповедник
Иоанн

Дамаскин
Слайд 7

Латинская патристика Тертуллиан Иероним Августин Боэций

Латинская патристика

Тертуллиан
Иероним
Августин
Боэций

Слайд 8

Августин Блаженный Аврелий (354-430) Основные произведения “Исповедь” ”О граде Божием” ”Против академиков” ”О Троице” и др.

Августин Блаженный Аврелий (354-430)

Основные произведения
“Исповедь”
”О граде Божием”
”Против академиков”
”О Троице” и др.

Слайд 9

Схоластика, VIII-IX вв. Алкуин Иоанн Скот Эриугена

Схоластика, VIII-IX вв.
Алкуин
Иоанн Скот Эриугена

Слайд 10

Схоластика, IX-XII вв. Ансельм Кентерберийский Пьер Абеляр Бернар Клервосский

Схоластика, IX-XII вв.
Ансельм Кентерберийский
Пьер Абеляр
Бернар Клервосский

Слайд 11

Пьер Абеляр (1079-1142) Основные произведения “История моих бедствий” “Возражения некоему невежде

Пьер Абеляр (1079-1142)

Основные произведения
“История моих бедствий”
“Возражения некоему невежде в области диалектики”
“Да

и нет”
“Познай самого себя”
Слайд 12

Пьер Абеляр и Элоиза СЕНЕКА: “Нельзя заниматься философией только на досуге;

Пьер Абеляр и Элоиза

СЕНЕКА: “Нельзя заниматься философией только на досуге; следует

пренебречь всем, чтобы посвятить себя той, для которой мало и всей нашей жизни. Нет большой разницы, навсегда ты оставил философию или же только прервал занятия ею; ведь если ты перестал заниматься философией, она покинет тебя” (Цит. по: Абеляр П. История моих бедствий, с.270)
Слайд 13

Надгробный памятник Пьера Абеляра и Элоизы Любовь друг к другу они

Надгробный памятник Пьера Абеляра и Элоизы
Любовь друг к другу они сохранят

до конца своих дней. После смерти Абеляра Элоиза завещает похоронить себя в одной могиле с ним, и через 20 лет это завещание было выполнено
Слайд 14

Первый Парижский университет, Латинский квартал В Париже на холме св. Женевьевы

Первый Парижский университет, Латинский квартал

В Париже на холме св. Женевьевы Пьер

Абеляр организует школу, в которую стекается огромное количество студентов. На основе этой школы возник первый Парижский университет
Слайд 15

Латинский квартал Кафе “Сорбонна”

Латинский квартал

Кафе “Сорбонна”

Слайд 16

Один из факультетов Сорбонны На фасаде здания надпись времен Французской революции “Свобода, равенство, братство”

Один из факультетов Сорбонны

На фасаде здания надпись времен Французской революции “Свобода,

равенство, братство”
Слайд 17

Схоластика, XIII в. Альберт Великий Фома Аквинский

Схоластика, XIII в.
Альберт Великий
Фома Аквинский

Слайд 18

Основные произведения Фомы Аквинского “Сумма философии, или Сумма против язычников” “Сумма

Основные произведения Фомы Аквинского
“Сумма философии, или Сумма против язычников”
“Сумма теологии”
“О единстве разума

против аверроистов”
Комментарии к книгам различных философов (Аристотель, Прокл, Дионисий Ареопагит и др.)
Слайд 19

Схоластика, XIV в. Уильям Оккам

Схоластика, XIV в.
Уильям Оккам

Слайд 20

4. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии 1. Credo

4. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии
1. Credo quia

absurdum: верую, ибо абсурдно (Тертуллиан)
2. Credo ut intelligam: верую, чтобы понимать (Августин, Ансельм Кентерберийский)
3. Понимаю, чтобы верить (Пьер Абеляр)
Слайд 21

Августин Блаженный Аврелий (354-430) Верую, чтобы понимать “Если не поверите, не

Августин Блаженный Аврелий (354-430)

Верую, чтобы понимать
“Если не поверите, не поймете” (Исайя)
Вера прежде

понимания
Если я понимаю, то я в это уже верю
Вера – высший уровень разума
Слайд 22

Пьер Абеляр Понимаю, чтобы верить Любой объект должен быть проверен разумом

Пьер Абеляр

Понимаю, чтобы верить
Любой объект должен быть проверен разумом
Разум предпочтителен перед

слепой верой
Прогресс в области веры возможен только с помощью разума
Истину может постичь только философия
Слайд 23

Фома Аквинский (1225-1274) Вера должна опираться на систему рациональных доказательств (т.н.

Фома Аквинский (1225-1274)

Вера должна опираться на систему рациональных доказательств (т.н. доказательства

бытия Божия):
1. Доказательство от движения (есть источник движения)
2. Доказательство от производной причины(есть первопричина)
3. Доказательство от необходимости и случайности(в мире есть случайные вещи, но бытие Бога свободно от этого)
4. Доказательство от совершенства (Бог-причина совершенства).
5. Доказательство от целесообразности (все в мире имеет определенную цель).
Слайд 24

5. Проблема универсалий в средневековых концепциях реализма и номинализма

5. Проблема универсалий в средневековых концепциях реализма и номинализма

Слайд 25

Универсалии (universalis – общий) в схоластике это общие понятий, идеи, которые,

Универсалии (universalis – общий)

в схоластике это общие понятий, идеи, которые, имея

самостоятельный смысл, существуют телесно,
“до вещей” (Иоанн Скот Эриугена),
“в вещах” (Фома Аквинский),
“после вещей” в виде умственных построений (Локк) или являются
“именами вещей”, словами (Росцелин, Оккам)
Слайд 26

Реализм – утверждение о реальности всеобщих понятий

Реализм – утверждение о реальности всеобщих понятий

Слайд 27

Номинализм (от лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что универсалии

Номинализм (от лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что универсалии

существуют не в действительности, а только в мышлении
Слайд 28

Концептуализм (от лат. сonceptus – мысль, представление) – утверждение о том,

Концептуализм (от лат. сonceptus – мысль, представление) – утверждение о том,

что универсалии являются самостоятельными мыслительными формами. Человеческий ум в своей познавательной деятельности извлекает из индивидуальных предметов то общее, что в них есть. Это общее формируется в нашем уме в виде понятий, концепций. Общие понятия существуют, но не отдельно от вещей, но субъективно в человеческом уме
Слайд 29

Философия Возрождения План лекции 1.Социально-экономические предпосылки эпохи 2.Основные идеи философии Возрождения

Философия Возрождения

План лекции
1.Социально-экономические предпосылки эпохи
2.Основные идеи философии Возрождения
3.Этапы развития философии Возрождения.

Ключевые слова:
Возрождение,гуманизм,пантеизм,натурфилософия.