Политико-правовые учения в Древнем Китае

Содержание

Слайд 2

Наиболее значительными учениями в Древнем Китае были: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм.

Наиболее значительными учениями в Древнем Китае были: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм.

Слайд 3

1. Даосизм 2. Конфуцианство 1. Лао-Цзы основатель даосизма, одного из наиболее

1. Даосизм 2. Конфуцианство

1. Лао-Цзы основатель даосизма, одного из наиболее

влиятельных древнекитайских философской мысли, изложил свои взгляды в произведении «Дао дэ цзин». Книга о дао и дэ.

2. Учение Конфуция сыграло фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая.

Слайд 4

1. Моизм 2.Легизм 1. Мо-Цзы основатель моизма, развивал идею естественного равенства

1. Моизм 2.Легизм

1. Мо-Цзы основатель моизма, развивал идею естественного

равенства всех людей и выступал с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.

2. Основные идеи легизма изложены в «Книге правителя области Шан», в которой некоторые главы написаны Гунь Яном, известным под именем Шан Ян. С точки зрения Шан Яна закон не обязателен для всех: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими».

Слайд 5

ПРИВЕРЖЕНЦЫ ВЗГЛЯДОВ КОНФУЦИЯ СЧИТАЛИ ГЛАВНЫМ РЕГУЛЯТОРОМ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ НЕ ЗАКОН, А

ПРИВЕРЖЕНЦЫ ВЗГЛЯДОВ КОНФУЦИЯ СЧИТАЛИ ГЛАВНЫМ РЕГУЛЯТОРОМ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ НЕ ЗАКОН,

А НОРМЫ МОРАЛИ. ЛЕГИСТЫ ЖЕ НАСТАИВАЛИ НА ТОМ, ЧТО ЖИЗНЬ ПОДДАННЫХ ДОЛЖНА БЫТЬ УПОРЯДОЧЕНА С ПОМОЩЬЮ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Правовая система Древнего Китая испытывала мощное влияние двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и политико-правовой концепции легизма.

Слайд 6

Источниками права в Древнем Китае являлись обычаи, писаные законы, акты правителя.

Источниками права в Древнем Китае являлись обычаи, писаные законы, акты

правителя.
Слайд 7

Самым древним китайским законодательным актом был уголовный кодекс, разработанный, по преданию,

Самым древним китайским законодательным актом был уголовный кодекс, разработанный, по

преданию, в X в. до н.э. и состоявший из 3 тысяч статей. Такое обилие объяснялось в достаточной степени казуистическим способом изложения, тщательностью классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые в то время различались 500разновидностями.
Слайд 8

Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI – V

Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI –

V вв.до н.э. Одним из первых был закон о поземельном налоге, принятый в VI в.в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения. Усиление законодательной деятельности в период "борющихся царств" было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях непрекращающейся борьбы отдельных княжеств между собой.
Слайд 9

ЕГО ОСНОВОЙ СТАЛО ПОНЯТИЕ "У СИН", ПЯТИ ВИДОВ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ:

ЕГО ОСНОВОЙ СТАЛО ПОНЯТИЕ "У СИН", ПЯТИ ВИДОВ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ:

КЛЕЙМЕНИЕ, ОТРЕЗАНИЕ НОСА, ОТРУБАНИЕ ОДНОЙ ИЛИ ОБЕИХ НОГ, КАСТРАЦИЯ И СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, СТАВШАЯ САМЫМ РАСПРОСТРАНЕННЫМ НАКАЗАНИЕМ.

Одним из первых материальных свидетельств писаных законов стал бронзовый треножник с текстом "обозрения законов", относящийся к 536 г.до н.э..

Слайд 10

На рубеже V – IV вв. до н.э. появился свод законов

На рубеже V – IV вв. до н.э. появился свод

законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. Этот сборник положил начало последующей практике разработки законов.
Слайд 11

БРАК И СЕМЬЯ. Основы брачно-семейного права строились на конфуцианских представлениях о

БРАК И СЕМЬЯ.

Основы брачно-семейного права строились на конфуцианских представлениях

о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка.
Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи. Глава семьи выступал в роли ее властителя, хозяина имущества. Понятие "отец" обозначалось иероглифом "фу", выражавшим руку, державшую прут, — символ наказания за непослушание членов семьи.
Слайд 12

В КНИГЕ V ЛИ ЦЗЫ БЫЛИ ЗАКРЕПЛЕНЫ СВОЕОБРАЗНЫЕ НИЖНИЙ И ВЕРХНИЙ

В КНИГЕ V ЛИ ЦЗЫ БЫЛИ ЗАКРЕПЛЕНЫ СВОЕОБРАЗНЫЕ НИЖНИЙ И ВЕРХНИЙ

ПРЕДЕЛЫ БРАЧНОГО ВОЗРАСТА: ДЛЯ МУЖЧИН С 16 ДО 30, ДЛЯ ЖЕНЩИН С 14 ДО 20 ЛЕТ, ФИКСИРОВАВШИЕ КАК БЫ ПРЕДЕЛЫ ТЕРПЕНИЯ И СДЕРЖИВАНИЯ ГНЕВА ПРЕДКОВ НА НЕБЛАГОДАРНОГО И НЕПОЧТИТЕЛЬНОГО ПОТОМКА.
Слайд 13

РИС. УКРАШЕНИЕ В ФОРМЕ ПОЛУДИСКА ХЭН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДРАКОНОВ. НЕФРИТ. ПЕРИОД

РИС. УКРАШЕНИЕ В ФОРМЕ ПОЛУДИСКА ХЭН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДРАКОНОВ. НЕФРИТ. ПЕРИОД

ЧЖАНЬГО. 5-3 ВВ. ДО Н. Э. ПЕКИН. МУЗЕЙ ГУГУН.
"Ли" предписывали развод мужчине под страхом наказания, если жена не "оправдала надежд предков", была непослушна свекру и свекрови, бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, а также воровски использовала семейное имущество. А вот возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны.
Слайд 14

Рабы: в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились


Рабы:
в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы

и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;
во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные;
период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.
Земля:
в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;
во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;
период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Слайд 15

ДОГОВОРЫ. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе: договор

ДОГОВОРЫ.

Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:
договор мены;


договор купли-продажи, который предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины;
договор дарения (получил широкое распространение в дарении земли, рабов, колесниц, оружия, и другого имущества)
договор займа (оформлялся долговой распиской, ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств, появилось ростовщичество, долговое рабство.);
договор аренды земли;
договор личного найма.
Слайд 16

НАКАЗАНИЯ. Термин "бао" использовался в Древнем Китае в значении воздаяния за

НАКАЗАНИЯ.

Термин "бао" использовался в Древнем Китае в значении воздаяния

за совершенное преступление. Живучесть представления о наказании как о воздаянии по принципу талиона, берущего свое начало с первобытнообщинного строя, определила длительное существование в Китае обычая кровной мести, с которым безуспешно боролись китайские правители.
Слайд 17

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. В состязательном по своему характеру процессе в Древнем Китае

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

В состязательном по своему характеру процессе в Древнем

Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику (линьши).
Слайд 18

Расследование начиналось с доноса в уездную управу или окружное управление. Расследование

Расследование начиналось с доноса в уездную управу или окружное управление.

Расследование тяжких преступлений передавалось в окружные управы.
Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать.
Слайд 19

Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения

Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения

в открытом поле, на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом.

Доказательствами считались свидетельские показания, вещественные доказательства, добытые в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, и клятва.
Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого.
Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.