Марксизм. Карл Генрих Маркс (1818-1883)

Содержание

Слайд 2

Карл Генрих Маркс (1818-1883) Благодаря ему появились направления: Метод материалистической диалектики

Карл Генрих Маркс (1818-1883)

Благодаря ему появились направления:
Метод материалистической диалектики
Материалистическое понимание философии
Материалисическое понимание

истории культуры
Научный социализм, первая научная теория классовой борьбы.
Теория прибавочной стоимости
Слайд 3

Введение: Марксизм - это философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом

Введение:

Марксизм - это философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом

и Фридрихом Энгельсом.(1820-1895)
Основные направления:
Учение о прибавочной стоимости.
Материалистическое понимание истории.
Учение о диктатуре пролетариата ( научный коммунизм ).
Приинято разделять:
Марксизм как философское учение.
Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и др. науках.
Марксизм как политическое течение.
Слайд 4

Исторический материализм: Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), который

Исторический материализм:

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), который определяет

надстройку.
Базис общества — это совокупность исторически определенных производственных отношений в обществе. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.
Слайд 5

5 формаций Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и

5 формаций

Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных

отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
Рабовладельческая формация: средства производства , орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
Феодальная формация: средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
Капиталистическая формация: средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
Коммунистическая формация: характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества.


Слайд 6

Философия отчуждения Типы отчуждения по Марксу: От результатов своего труда. (работник

Философия отчуждения

Типы отчуждения по Марксу:
От результатов своего труда. (работник трудится "на

дядю", изымающего готовый продукт.)
От процесса труда.(Работнику безразлично, как он трудится. Потому что конечный результат труда отчуждён)
От собственной человеческой (творческой) сущности.(Халтурщик - может быть отчуждён, а творец - нет. " он душу вкладывает")
От социальной природы человека, ("человек человеку волк", предельная индивидуализация)

Приодаление отчуждения:
Воссоединение человека с результатом его труда.( отмена частной собственности).
Воссоединение человека с пониманием своего участия в общем трудовом процессе.
Воссоединение человека со своей творческой природой.( получение результата для в ех и для себя).
Создание настоящего Человечества: из атомизированых раздробленных частиц создание Целого. Отмена конкуренции каждого с каждым.

Слайд 7

Его работы: К критике гегелевской философии права. Экономическо-филосософские рукописи. Святое семейство,

Его работы:

К критике гегелевской философии права.
Экономическо-филосософские рукописи.
Святое семейство, или критика критической

критики. Против Бруно Бауэра и компании. ( Совместно с Фридрихом Энгельсом)
К еврейскому вопросу.
Немецкая идеология.( Совместно с Фридрихом Энгельсом)
Наёмный труд и капитал.
Заработная плата.
Манифест коммунистической партии.( Совместно с Фридрихом Энгельсом)
Очерк критики политической экономики.
К критике политической экономики.
Капитал.
Тезисы о Фейербахе.
Слайд 8

Капитал «Капитал» — это самый главный труд Карла Маркса, который направлен

Капитал

«Капитал» — это самый главный труд Карла Маркса, который направлен на

то, чтобы понять экономический закон, который движет людьми в современном обществе. Именно в нем Карл Маркс утверждал, что ключ для понимания культуры человечества и человеческой истории в целом — это труд, т. е. производительная деятельность человечества. «Капитал», как и многие труды Карла Маркса, утверждает, что капитализм все же погибнет. Однако многие страницы этого произведения посвящены именно возникновению капитализма из феодализма. Полное название этого труда звучит так: «Капитал: Критика политической экономики». ( 4 тома )
Слайд 9

Теория прибавочной стоимости Прибавочная стоимость — стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного

Теория прибавочной стоимости

Прибавочная стоимость — стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего

сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.Производство и присвоение прибавочной стоимости составляет сущность основного экономического закона капитализма.
Слайд 10

Тезисы о Фейербахе Маркс констатирует, что в материалистической философии Фейербаха до

Тезисы о Фейербахе

Маркс констатирует, что в материалистической философии Фейербаха до сего

дня действительность, конкретная человеческая деятельность, рассматривается лишь созерцательно, а не практически.
Истинность мысли познается лишь на практике.
Изменить человека путем изменения его образа жизни и воспитания можно лишь в ходе революционной практики.
Следует уделять больше внимания сегодняшней действительности, критикуя ее в теории и революционизируя на практике.
Фейербах, не довольствуясь абстрактной мыслью, обращается к чувственному созерцанию, но не рассматривает чувственный мир с точки зрения практической конкретной деятельности человека.
Противоположность Фейербаху, считавшему сущность человека индивидуальной, в действительности ее следует рассматривать во всех ее общественных отношениях.
«Религиозный дух» есть продукт общества.
Противоположность утверждениям мистических теорий, всякая общественная жизнь является по существу практической.
Созерцательный материализм представляет мир с точки зрения изолированных личностей или буржуазного общества.
Новый материализм видит мир с точки зрения человеческого общества или «общественного человечества».
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Слайд 11

Марксистская философия: Маркс выступал против философии Гегеля. Материалистическая диалектика: философское направление,

Марксистская философия:

Маркс выступал против философии Гегеля.
Материалистическая диалектика:
философское направление, базирующееся на синтезе

материализма ( материальное преобладает над идеальным) и диалектики Гегеля.
Диалектический материализм — философия марксизма-ленинизма, являющаяся его составной частью наряду с марксистской политической экономией и теорией научного коммунизма. Диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения взаимодействия человека с окружающей действительностью.
Слайд 12

Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются: -принцип материальности мира, утверждающий, что

Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:
-принцип материальности мира, утверждающий, что материя

первична по отношению к сознанию, отражается в нём и определяет его содержание (см. Основной вопрос философии);
-принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;
-принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний другими и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов (см. Диалектика);
-принцип революционного преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех её творческих способностей на основе коренного преобразования общества, достижения социальной справедливости и равноправия членов общества в рамках единой коммунистической формации;
-принцип партийности, открыто провозглашающий социальную, классовую природу марксистско-ленинской философии и её непримиримость со всеми формами субъективного и объективного идеализма, агностицизма и антидиалектики (см. Метафизика).
Слайд 13

Классовая борьба В самом широком смысле классы, по Марксу, это любые

Классовая борьба

В самом широком смысле классы, по Марксу, это любые социальные

группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. В этом смысле классы включают в себя сословия и любые более или менее значительные социальные категории, расположенные на различных ступенях социальной лестницы. Именно в этом смысле понятие классов используется в “Манифесте Коммунистической партии” С его точки зрения, классовое деление отсутствует в первобытных обществах, в которых существует коллективная собственность на средства производства; оно возникает только в так называемых антагонистических формациях, в результате развития разделения труда и частной собственности на средства производства.
Слайд 14

Социализм Словом «социализм» у Маркса обозначаются учения, в которых в качестве

Социализм

Словом «социализм» у Маркса обозначаются учения, в которых в качестве

цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. В частности, термин «научный социализм» является синонимом научного коммунизма и обозначает составную часть теории марксизма — учение, раскрывающее историческую необходимость установления коммунистической формации.
Слайд 15

Коммунизм Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества, когда уничтожено

Коммунизм

Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества, когда уничтожено право частной

собственности, отмирает государство и классовые отношения, преодолено отчуждение человека от результатов его труда. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.