Гносеология – философское учение о познании

Содержание

Слайд 2

Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его

Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его

возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности.

Слайд 3

Слайд 4

ПОЗНАНИЕ Материя отражение Познание человек Познание - процесс отражения и воспроизведения

ПОЗНАНИЕ

Материя

отражение

Познание
человек

Познание - процесс отражения и
воспроизведения действительности в мышлении субъекта,
результатом которого

является новое знание о мире.

Материя

Целью всякого познания является
достижение истины, достоверного, правильного знания.

Слайд 5

Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются «субъект» и «объект». Субъект понимается

Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются «субъект» и «объект».
Субъект понимается

в качестве носителя познавательной активности, направленной на предметы окружающей реальности. Субъект может быть как индивидуальным (отдельная личность), так и коллективным (социальная группа).
Объект же это то, что противостоит субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности. Причём иногда в качестве объекта может выступать и сам субъект.
Слайд 6

Субъект-объектные отношения До И. Канта Субъект Объект Объект Субъект После появления философии И. Канта

Субъект-объектные отношения

До И. Канта

Субъект

Объект

Объект

Субъект

После появления философии И. Канта

Слайд 7

Слайд 8

Д. Юм Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами

Д. Юм
Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и

какова она. Мы знаем только мир наших чувств и мыслей. О реальности за миром сознания мы можем строить вероятностные, гипотетические суждения.

И. Кант
Мир вещей в себе непознаваем, мы можем познавать лишь отражение вещей в себе в нашем сознании, то есть вещи для нас.

Слайд 9

Точка зрения материалистов Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в

Точка зрения материалистов

Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей

среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности, нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта.
Само выживание живых существ и успех деятельности человека свидетельствуют о том, что познание мира возможно
Слайд 10

Объективные идеалисты о познании Объективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира,

Объективные идеалисты о познании

Объективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира, но

только с помощью мирового духа (Бога и пр.). Без содействия высшего идеального начала человеческий разум бессилен.
Платон: познание есть припоминание (анамнезис) душой того, что она видела до вселения в тело в мире идей.
Слайд 11

Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом»

Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом»

освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём (теория иллюминативизма).
Р. Декарт: у нас есть вложенные Богом истинные идеи, которые мы должны развивать, конкретизируя методом дедукции.
Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма)
Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма)
Слайд 12

Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для

Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для

рационализма).
Согласно Р. Декарту и Г. Лейбницу, душа при рождении уже имеет в себе врождённое содержание, определяющее накопление опыта и получение новых знаний

Антинативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма)
Согласно Д. Локку, душа младенца подобна чистой доске – tabula rasa.
Всё, существующее в разуме, прошло через чувства.

Слайд 13

Теория иероглифов Выдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем. Согласно теории иероглифов, то,

Теория иероглифов

Выдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем.
Согласно теории иероглифов, то, что

дано нам на стадии чувственного и рационального познания, служат для нас символами внешних объектов. Как писал Гельмгольц, «они соответствуют им настолько, насколько писаное слово или звук соответствует данному предмету».
Чувственные впечатления есть только отметки качеств внешнего мира, которые могут принципиально отличаться от действительных характеристик объектов мироздания. Но в процессе опыта люди обучаются истолковывать эти «иероглифы» и действовать, правильно поняв значение этих символов и представляемой ими реальности.

Герман
Гельмгольц
1821 – 1894)

Слайд 14

Конвенционализм Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре.

Конвенционализм

Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре.
Конвенционалисты

утверждают, что все истины и теории – условности, принятые ради удобства.
Так, из многих геометрий ни одна не является более истинной чем другие, а лишь более удобной.
Пуанкаре считал, что познаваемы лишь отношения между объектами, но не сами свойства объектов, «даже Бог не смог бы познать и выразить истинную природу вещей».

Анри Пуанкаре
(1854 – 1912)

Слайд 15

Инструментализм и операционализм Теория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи.

Инструментализм и операционализм

Теория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи. Она

названа так, поскольку Дьюи полагал, что все истины, гипотезы и теории являются орудиями (инструментами) познания.
Операционализм У. Бриджмена строится на утверждении, что содержание понятий сводится к серии различных действий, операциям. Так, понятие по пространстве и времени мы получаем посредством операции измерения. Операции определяются как направленные действия индивида, они могут быть как реальными, так и умственными.

Джон Дьюи (1859 - 1952)

Уильям Бриджмен (1882 - 1961)

Слайд 16

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ Основные формы познания Чувственное познание Рациональное познание Ощущение

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Основные формы познания

Чувственное познание

Рациональное познание

Ощущение
Отражение в сознании человека отдельных

свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы

Восприятие
Отражение в сознании человека предметов и
явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы

Представление
Возникающие в сознании человека образы
предметов и явлений внешнего мира или их
свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал

Понятие
– умственный концепт, отличающийся
обобщенностью и отбором существенного;
– форма мышления, отражающая предметы в
их существенных признаках

Суждение
Форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях

Умозаключение
Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

Иррациональные формы познания
(интуиция и т.д.)

Слайд 17

ИСТИНА З н а н и е П р е д

ИСТИНА

З н а н и е

П р е д м е

т

истина –
соответствие

заблуждение –
несоответствие

Слайд 18

ИСТИНА ИСТИНА Характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности Абсолютная истина -

ИСТИНА

ИСТИНА
Характеристика содержания знаний, соответствующих
объективной действительности
Абсолютная истина - это объективная истина,

которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов и явлений материального мира

Объективная истина –
объективное содержание знаний
Относительная истина - это объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира

Принцип конкретности истины

Ошибка
Результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными, случайными причинами

Заблуждение
– несоответствие знания его предмету;
– расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом;
– абсолютизация относительной истины

Абсолютная истина

Относительная истина

Слайд 19

ПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ Производственная деятельность Деятельность по изменению

ПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Производственная
деятельность

Деятельность по изменению
общественных отношений

Практика

– это материальная
деятельность людей
ПРАКТИКА

Эксперимент

Исходный продукт познания

Движущая сила и цель познания

Критерий истины

Роль
практики
в познании

Слайд 20

ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ Относительный характер практики как критерия познания 1.

ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ

Относительный характер практики как критерия познания
1. Практика абсолютна

как процесс
2. Доказанное практикой является объективной истиной
3. Абсолютность практики как критерия истины дает возможность отличать объективно истинные знания от вымысла, заблуждения
1. Практика относительна как
отдельный акт
2. Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения
3. Непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют

П р о я в л я е т с я в е д и н с т в е

Слайд 21

ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания) 1. Классическая схема процесса Объект познания

ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания)

1. Классическая схема процесса

Объект познания (ОП)

Субъект познания

(СП)

2. Научная схема процесса познания

Объект познания (ОП)

Использование приборов

Использование моделей

Субъект познания (СП)

Средство познания (СП)