Философская антропология

Содержание

Слайд 2

Философская антропология изучает: Сущность и природу человека Антропогенез Проблему существования человека

Философская антропология изучает:

Сущность и природу человека
Антропогенез
Проблему существования человека
Духовное развитие человека
Перспективы эволюции

человека
Проблему свободу и ответственности человека
Проблемы антропологической биоэтики

Философская антропология изучает учение о человеке.

Слайд 3

Проблема человека в философии и науке Проблема человека в истории классической

Проблема человека в философии и науке

Проблема человека в истории классической

философской мысли
Осмысление и разработка проблем антропогенеза
Биологическое и социальное в развитии человека
Слайд 4

Философия Древнего Востока о человеке

Философия Древнего Востока о человеке

Слайд 5

Проблема человека в философии Древней Греции Софисты: “Человек есть мера всех

Проблема человека в философии Древней Греции

Софисты:
“Человек есть мера всех вещей” (Протагор);
релятивизм

и субъективизм;
экзистенциальный смысл истины
Сократ:
Этический рационализм и учение о даймонионе
Платон:
Антропологический дуализм души и тела;
Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком;
Вечный трагизм существования человека
Аристотель:
“Человек – это общественное животное, наделенное разумом”;
деятельностная сущность человека
Слайд 6

Средневековая христианская концепция человека Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного

Средневековая христианская концепция человека
Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом;
человек

“есть образ и подобие Бога”;
человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу;
задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда
Слайд 7

Человек в философии Возрождения и Нового времени Человек занимает центральное место

Человек в философии Возрождения и Нового времени

Человек занимает центральное место в

мироздании (Пико делла Мирандола);
свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья;
мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма;
всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк» (Т.Гоббс);
антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р.Декарт);
механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж.Ламетри)
Слайд 8

Немецкая классическая философия о человеке Человек - основной вопрос философии, человек

Немецкая классическая философия о человеке

Человек - основной вопрос философии, человек самый

главный предмет в мире (И.Кант);
человек отличается от других существ самосознанием (И.Фихте);
человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г.Гегель);
антропологический монизм (Л.Фейербах)
Слайд 9

Основные концепции антропогенеза

Основные концепции антропогенеза

Слайд 10

Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в

Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в

его актуальные значения

Специфические свойства жизни:
питание
дыхание
раздражимость
активность
размножение
рост

Интегральные характеристики жизни:
энергетические процессы обмена веществ
признаки самоорганизации
информационно-генетические признаки
эволюционные признаки

Слайд 11

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Слайд 12

Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина Ж.Ламарк провозгласил всеобщим законом живой природы -

Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина

Ж.Ламарк
провозгласил
всеобщим законом
живой природы
- принцип эволюции:


1809 год
«Виды животных и растений постоянно
изменяются, усложняясь в своей
организации в результате влияния
внешней среды и некоего внутреннего
стремления всех организмов
к усовершенствованию».
«Философия зоологии»
Ч.Дарвин вскрыл
основные факторы
и причины эволюции
органического
мира:

Эволюция в органическом мире осуществляется
в результате 3 основных факторов:
изменчивость - основа образования новых
признаков в строении и функциях организмов;
наследственность закрепляет их;
естественный отбор - в процессе борьбы
за существование устраняются организмы,
которые не приспосабливаются к условиям жизни.
«Происхождение видов путем естественного отбора»

1859 год

Слайд 13

Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка I. Эволюционная

Ч.Дарвин выдвинул
гипотезу о происхождении человека
от обезьяноподобного предка

I. Эволюционная
теория


антропогенеза

II. Трудовая
теория
антропосоцио-
генеза
По Ф.Энгельсу труд не отменяет
действия биологических
законов, но преобразовывает
характер действия
естественного отбора

1871 год

Конец ХIХ века

Хуго де Фриз: новые виды возникают
скачкообразно в результате
единичных мутаций в генном аппарате (геноме);
С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский:
эволюционные процессы происходят не
в индивидуальном организме,
а в популяциях животных и растений

III.Мутационная и
синтетическая
теории
антропогенеза

Начало ХХ века

Разработка проблем антропогенеза

Слайд 14

Антропогенез Рама- питек (предок человека и высших обезьян) Сивапитек Зинд- жантроп

Антропогенез

Рама-
питек
(предок
человека
и высших
обезьян)

Сивапитек

Зинд-
жантроп
- человек
умелый

Австрало-
питек

Питекан-
троп

Синан-
троп

Неандер-
талец
- ранняя
форма
homo
sapiens

14 млн.
л.н.

10 млн.
л.н.

2 млн.
лн.
4-2

млн.
л.н.

1,9-0,65
млн.л.н.

400
тыс.л.н.

30-40
тыс.л.н.

Слайд 15

Соотношение биологического и социального в развитии человека Биологическая эволюция человека перестала

Соотношение биологического и социального в развитии человека

Биологическая эволюция человека перестала иметь

решающее значение;
а потому можно говорить о ведущей социально-культурной эволюции человека;
генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией;
главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.
Слайд 16

Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека ПАНБИОЛОГИЗМ - считает,

Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека

ПАНБИОЛОГИЗМ
- считает, что развитие

человека полностью обусловлено генами

ПАНСОЦИОЛОГИЗМ
- считает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование

На самом деле, наследуются не способности,
а задатки, которые в большей или меньшей
степени могут проявляться в условиях среды