Философия Средневековья

Содержание

Слайд 2

Средние века – огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь

Средние века – огромный перелом в жизни европейских народов.
Рухнул весь античный

мир с его бытом, религией, философией, искусством.
Нужна была новая мифология, новые символы.
Эту задачу создания нового мира взяла на себя христианская религия.
Возникает новая форма соприкосновения с вечностью – божественная литургия.
Слайд 3

«Литургия объединяла вокруг себя целый комплекс искусств: церковные здания, мозаики, росписи,

«Литургия объединяла вокруг себя целый комплекс искусств: церковные здания, мозаики, росписи,

иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения. Задача христианского культа – одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам. Этот блеск драгоценного убранства, мелодия напевов, красноречие проповеди, благоухание ладана создавали мощное чувственное воздействие.
Слайд 4

Театральность богослужения не уступала по своей продуманности искусствам древности. На место

Театральность богослужения не уступала по своей продуманности искусствам древности. На место

залитого солнцем и открытого ветрам греческого театра встаёт церковный полумрак, пронизанный мерцанием церковных свечей и лампад. Этот полумрак был призван скрывать очертания тел и выявлять трепет души.
Слайд 5

Переход от античности к средневековому миропониманию – это переход вовнутрь человека.

Переход от античности к средневековому миропониманию – это переход вовнутрь человека.
У

греков всё было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь проходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии.
Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя».
С. С. Аверинцев
Слайд 6

1. В средние века античный рационализм сменяется религиозным мышлением для Европы

1. В средние века античный рационализм сменяется религиозным мышлением для Европы

воплощённом в христианстве.
На многие века философия становится «служанкой богословия».
Вера ставится выше знания.
Слайд 7

Теология (богословие) – ведущее направление в европейской философии V – XVI

Теология (богословие) – ведущее направление в европейской философии V –

XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творением.
Слайд 8

Сменяются ориентиры человеческого мышления – от внешнего мира к поискам внутреннего

Сменяются ориентиры человеческого мышления – от внешнего мира к поискам внутреннего

пространства души.
Сменяется настрой человека – от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.
Характерной чертой средневековой философии является её связь с религией и мистикой.
Слайд 9

Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию.

Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала

обслуживать религию.
Слайд 10

2. В течение Средних веков выделяют два периода развития философии: патристика

2. В течение Средних веков выделяют два периода развития философии:
патристика (II-VI

вв.) – разработка отцами церкви основ христианской догматики.
Наиболее ярким и известным представителем этого периода является Августин Блаженный.
Основные работы: «Исповедь», «О граде Божьем»
Слайд 11

Схоластика (VI-XV вв.) – зрелое и систематическое учение о Боге, мире

Схоластика (VI-XV вв.) – зрелое и систематическое учение о Боге, мире

и человеке, для которого характерно догматизм, назидательство, учительство.
Наиболее яркий представитель – Фома Аквинский (XIII в.).
Главные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников»
Слайд 12

3. Основные черты теоцентризм – главной причиной всего сущего, высшей реальностью,

3. Основные черты

теоцентризм – главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным

предметом философских исследований является Бог.
Слайд 13

изучению космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как

изучению космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как

они считались творением Бога;
господствовали догматы – истины не нуждающиеся в доказательствах. Главные догматы о Божественном творении и Божественном откровении Бога о самом себе (в Библии)
Слайд 14

выдвигается догмат о спасении мира и человечества путём воплощения Бога в

выдвигается догмат о спасении мира и человечества путём воплощения Бога в

теле человека – Иисуса Христа и принятие Иисусом Христом на себя грехов всего человечества;
Выдвигается догмат о воскрешении человека из мёртвых (как души, так и тела) при богоугодном поведении.
Слайд 15

человек выделяется из природы и объявляется творением Бога, стоящим над природой

человек выделяется из природы и объявляется творением Бога, стоящим над природой

(подчёркивалась божественная сущность человека);
мир считается познаваемым через познание Бога, которое в свою очередь может быть осуществлено только через веру в Бога.
Слайд 16

Домашнее задание Проблема добра и зла является определяющей в религиозной философии.

Домашнее задание

Проблема добра и зла является определяющей в религиозной философии. Объясните

значение этических категорий: добро, добродетель, вера, надежда, любовь, бескорыстие, милосердие, сострадание, зло, грех, гордыня, уныние, ложь, алчность, честолюбие, чревоугодие, прелюбодеяние, (другие варианты «смертных грехов»)
Слайд 17

Какие пять доказательств существования Бога предлагал Фома Аквинский? Какие вопросы невозможно

Какие пять доказательств существования Бога предлагал Фома Аквинский?
Какие вопросы невозможно разрешить

разумом, а только верой?
Как в наше время сосуществуют религия и наука?
Можно ли утверждать, что в современной России возрождается православие?