Содержание
- 2. Социальная философия как часть философского знания. Мировоззренческая и методологическая функции философии. Предмет философии. Концепции «предметного самоопределения»
- 3. Социальная философия как часть философского знания. Считается, что предметом социальной философии является общество. Однако это верное
- 4. Функции философии. Философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека
- 5. Мировоззренческие функции философии. На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека
- 6. Одним из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные
- 7. Одним из важнейших противовесов негативным тенденциям в обществе, ведущим к его дегуманизации, является философия, причем не
- 9. Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть
- 10. Но дело даже не столько в уровне развития частных наук об обществе, сколько в том, что
- 11. Неоднозначность связи свойственна не только отдельным частям философского знания, но и отношению философии к другим общественным
- 12. В начале XX века в отечественной философии была осознана необходимость размежевания философии и теории государственного устройства.
- 13. В данном утверждении, полагает П.И. Новгородцев, нет никакого противопоставления личности обществу. Наоборот, такое противопоставление будет в
- 14. Рассмотрение взглядов П.И. Новгородцева на проблему общественного идеала позволяет достаточно четко уяснить то значение, какое имеет
- 15. Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует
- 16. В этой связи интересны соображения, изложенные Э.В. Ильенковым в работе «Об идолах и идеалах». Воспитание догматика,
- 17. Для подлинно культурного в логическом отношении ума появление противоречия – сигнал появления проблемы, неразрешимой с помощью
- 18. Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии –
- 20. Методологические функции философии. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке:
- 21. Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен
- 22. Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук
- 23. Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый
- 24. Стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи «старых» и «новых» методов, соответствия «классики» и «современности», разработки принципа
- 25. Любой метод науки имеет свои теоретико-познавательные и логические возможности, за пределами которых его эффективность снижается или
- 26. Всеобщая философская методология по отношению к частным методам служит обоснованием не только двух названных принципов, но
- 27. Интегрирующая функция философии. Интеграция (от латинского integratio – восстановление, восполнение) – объединение в целое каких-либо частей.
- 28. Применительно к функциям философии термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению
- 29. Такое взаимодействие было характерно не только для отношений между крупными отраслями естествознания, но и для отношений
- 30. Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два
- 31. В современный период отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую силу философского и математического методов.
- 32. Философия выступает самым общим интегратором. Причем ее внутринаучная интегрирующая функция составляет лишь разновидность общей интегрирующей функции.
- 33. Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания,
- 34. Предметное самоопределение философии. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: 1)
- 35. Но как бы ни была велика роль основного вопроса философии в формировании картины мира и в
- 36. К области «философии» в ту эпоху нередко относили искусство и знание об общих нормах поведения людей.
- 37. В соответствии с этим в XVII–XVIII вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретическую
- 38. Наука в целом как социальный институт, общепризнанный фактор культуры формировалась в период с середины XV в.
- 39. Его дальнейшее осознание было связано с отмежеванием общего (всеобщего) знания от частного, локального в пределах совокупного
- 41. Философия для Гегеля, как для Аристотеля и Канта, – это наука о всеобщем. Правда, всеобщее как
- 42. Концепция «распочкования» рисует картину формирования философии (появления у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается
- 43. Концепция «распочкования» неверна и в том отношении, что включает в себя положение о якобы неизбежном сужении
- 44. Что же является предметом философии? Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных
- 45. Предмет социальной философии. Общая схема предмета философии полностью приложима и к социальной философии за вычетом тех
- 46. Имеется еще один источник, помогающий социальной философии развивать свои понятия, разрабатывать глубже свой предмет исследования; таким
- 47. С самого начала изучения социальной философии необходимо иметь в виду, по крайней мере, две узкие и
- 48. Подобные крайности рано или поздно преодолеваются философией, которая изначально ориентирована на человека, его проблемы и на
- 49. Привлекательна в этом плане и задача, поставленная почти 200 лет тому назад французским мыслителем, социалистом-утопистом А.
- 50. Термин "цивилизационный" происходит от слова "цивилизация", которое имеет много значений и используется даже в социальной философии,
- 51. Основоположником формационного подхода явился К. Маркс. Он подразделил все общества в истории человечества по "форме" способа
- 52. Факторы развития общества. Очевидным является факт, что общество изменяется. Другое дело - в каком направлении оно
- 53. В философии Гегеля (1770-1831) изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной Идеей, ее саморазвитием. Всемирная история, по Гегелю,
- 54. Несколько иначе, но по сути так же решают вопрос об основном факторе развития общества и многие
- 55. Многие представители "персоналистского" направления, выступающие с позиций приоритет-ности духовного фактора в развитии общества, абсолютизировали роль выдающихся
- 56. Испанский философ Ортега-и-Гассет (1883-1955) полагал, что движение общества определяется соотношением массы и меньшинства. То одни, то
- 57. В истории социально-философской мысли наблюдается немало и материалистических концепций общественного развития. Но, как правило, они не
- 58. Одним из представителей демографического детерминизма в России был социолог М.М. Ковалевский (1851-1916), который наряду с народонаселением
- 59. Наряду с антигуманистичным неомальтузианством имеется, что следует отметить, и прямо противоположная философская установка, основывающаяся на учете
- 60. В вульгаризованной форме этот экономический детерминизм применительно к историко-философскому процессу представлен В.М. Шулятиновым в его книге
- 61. В настоящее время экономический детерминизм чаще всего проявляется в форме фетишизации прибыли и денег, количественный рост
- 62. Можно считать, что реальной движущей силой развития общества (в США, Западной Европе, Японии) становятся ныне информатизация
- 63. Итак, мы познакомились с рядом концепций, касающихся движущих сил развития общества. Мы видим, что в каждой
- 64. Таким образом, имеется множество факторов (или движущих сил), обусловливающих изменения общества. В данном отношении можно сказать,
- 65. Несмотря на различие концептуальных начал (у одного - отношение человека к обществу, фокусируемое на труде, на
- 66. Правовое сознание. Правовое сознание (или правосознание) общества включают систему общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах,
- 67. Общественное правосознание есть система правовой культуры общества (нации, государства). Индивидуальное же правосознание относится к правовой культуре
- 68. Право как система государственных установлений должно основываться на законе, выражающем интересы большинства членов общества, а закон
- 69. Имеется также неразрывная связь права (правосознания) и морали. Право базируется (или должно базироваться) на нормах нравственности.
- 70. Вышеизложенное указывает, помимо прочего, на то, что у права (правосознания) имеется регулятивная функция; она является ведущей
- 72. Скачать презентацию
Социальная философия как часть философского знания. Мировоззренческая и методологическая функции философии.
Социальная философия как часть философского знания. Мировоззренческая и методологическая функции философии.
Факторы развития общества. Религиозные, объективно-идеалистические, экзистенциалистские и материалистические трактовки движущих сил истории. Географический, демогра-фический, экономический и технологический детерминизм.
Основные сферы жизни общества. Материально-производственная сфера. Структура материального производства. Социальная сфера. Классовое деление и социальная стратификация. Политическая сфера. Формы правления и формы государственного устройства. Политический режим. Гражданское общество. Духовная сфера. Мифологическое мировоззрение, религиозное сознание и философия. Нравственное и эстетическое сознание. Основные категории морали. Идеология. Правовое сознание. Научно-рационалистическое сознание. Общие критерии научности.
Социальная философия как часть философского знания.
Считается, что предметом социальной философии является
Социальная философия как часть философского знания.
Считается, что предметом социальной философии является
Социальная философия является разделом, частью философии, а потому все характерные черты философского знания должны быть присущи и социальной философии. Между ними - отношение целого и части, где часть, помимо своеобразных, особенных свойств (в отличие от других частей и целостности как таковой), обладает, прежде всего, свойствами целого. В социально-философском знании такими общими с "целым" понятиями являются понятия бытия, сознания, системы, развития, истины и др.; в ней имеются и те же основные функции, что и в философии (мировоззренческие и методологические). Поэтому рассмотрение социальной философии целесообразно начать с характеристики философского знания как такового, определив функции и предмет философии.
Функции философии.
Философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом
Функции философии.
Философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом
В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, а внутри нее – имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек».
Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические. Функция – это способ действия, способ проявления активности системы (в данном случае системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.
Мировоззренческие функции философии.
На первом месте среди функций философии в соответствии с
Мировоззренческие функции философии.
На первом месте среди функций философии в соответствии с
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека, вызывают чувство тоски, которая, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.
Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия.
Одним из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в
Одним из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в
Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы в конечном счете деградируем. В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, А. Швейцер называет: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, которая все больше лишается этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию. Результатом всего этого явилась, по А. Швейцеру, мировая война, потрясающая основы человеческого бытия.
Одним из важнейших противовесов негативным тенденциям в обществе, ведущим к его
Одним из важнейших противовесов негативным тенденциям в обществе, ведущим к его
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
Коснемся лишь одного момента – общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим – следствие.
Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная
Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная
Но дело даже не столько в уровне развития частных наук об
Но дело даже не столько в уровне развития частных наук об
Неоднозначность связи свойственна не только отдельным частям философского знания, но и
Неоднозначность связи свойственна не только отдельным частям философского знания, но и
Из сказанного вытекает, что нет одной дороги от философии к политике. Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф. Ницше или М. Хайдеггера – за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия.
В начале XX века в отечественной философии была осознана необходимость размежевания
В начале XX века в отечественной философии была осознана необходимость размежевания
В данном утверждении, полагает П.И. Новгородцев, нет никакого противопоставления личности обществу.
В данном утверждении, полагает П.И. Новгородцев, нет никакого противопоставления личности обществу.
Рассмотрение взглядов П.И. Новгородцева на проблему общественного идеала позволяет достаточно четко
Рассмотрение взглядов П.И. Новгородцева на проблему общественного идеала позволяет достаточно четко
С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится тем или иным этапом развития мировой истории. Критикуя идеи старого мира, философ критикует – вольно или невольно – сам этот мир.
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.
Знание философии, в том числе
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.
Знание философии, в том числе
Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.
В этой связи интересны соображения, изложенные Э.В. Ильенковым в работе «Об
В этой связи интересны соображения, изложенные Э.В. Ильенковым в работе «Об
Для подлинно культурного в логическом отношении ума появление противоречия – сигнал
Для подлинно культурного в логическом отношении ума появление противоречия – сигнал
Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна
Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна
Таковы основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.
Методологические функции философии.
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций
Методологические функции философии.
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.
Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в
Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в
Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории. При этом происходит своеобразная проверка философских принципов и всеобщих категорий в практике познания. Такую проверку выдерживают далеко не всякие философские принципы.
Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль
Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль
Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в
Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в
Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.
Стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи «старых» и «новых» методов, соответствия
Стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи «старых» и «новых» методов, соответствия
В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной допол-нительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй – конкретности истины.
Любой метод науки имеет свои теоретико-познавательные и логические возможности, за пределами
Любой метод науки имеет свои теоретико-познавательные и логические возможности, за пределами
Всеобщая философская методология по отношению к частным методам служит обоснованием не
Всеобщая философская методология по отношению к частным методам служит обоснованием не
Философско-методологические принципы (движения познания от явления к сущности, единства качества и количества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения) способны быть координирующим началом в общей системе методов науки. Такую же роль играют принцип единства уровней организации материи и развития, единства структуры и функции, взаимосвязи необходимости и вероятности и т.п. Координирующая функция в сфере частнонаучного исследования сводится к диалектизации оперирования методами.
Философский метод не может привести к успеху в науке, если при решении частных задач применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов. Он не есть некая отмычка, которая позволяет сама по себе делать какие-то открытия в частных науках. Плодотворное координирующее воздействие всеобщего философского метода осуществляется не автоматически. В предпосылки, содействующие успешному решению задачи исследователем, входят глубокое знание им специального предмета исследования, владение всем необходимым комплексом частных методов, методикой познания, достаточный опыт работы с объектом исследования, знакомство с историей философии, с опытом применения диалектики к решению конкретных научных проблем, умение самостоятельно применять ее.
Интегрирующая функция философии. Интеграция (от латинского integratio – восстановление, восполнение) –
Интегрирующая функция философии. Интеграция (от латинского integratio – восстановление, восполнение) –
Применительно к функциям философии термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей
Применительно к функциям философии термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей
Процесс формирования отдельных научных дисциплин, как известно, происходил в результате отграничения предмета каждой науки от предметов других наук; стержнем того или иного предмета исследования были объективные законы действительности. Но, отпочковываясь от системы протознания, дисциплины оказывались, как правило, в изоляции друг от друга; элементы науки (отдельные научные дисциплины) становились самодовлеющими в своей автономности; естественные связи между ними нарушались, структурные взаимодействия исчезали.
Такое взаимодействие было характерно не только для отношений между крупными отраслями
Такое взаимодействие было характерно не только для отношений между крупными отраслями
Дифференциация изоляционистского типа являлась ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX в. И, несмотря на большие успехи, достигнутые наукой на пути прогрессирующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В этих условиях диалектический подход к науке (независимо от того, как он применялся – стихийно или сознательно) оказался способным устранять разграничительные рубежи между научными дисциплинами и выявлять естественные их связи.
В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественно-научного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися свойствами других наук (например, электрохимия и физическая химия). По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегративной и интегративной).
Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных
Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных
Все три типа наук представляют собой средства интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникновения методов исследования – «интеграция по методу». К этому способу интеграции относятся математический и философский методы (или «математизация» и «философизация» науки).
Математический аппарат проник в самые разные науки, объединяя их между собой единством метода и своеобразным общим языком. Аналогичную роль играет категориальный аппарат философии. В результате междисциплинарное единство научного знания реально осуществимо. Категории философии («объект», «субъект», «системность», «развитие», «детерминизм», «необходимость», «закон», «структура», «причинность», «случайность» и др.) все более глубоко проникают в частные науки, в ткань всего научного знания, осуществляя категориальный синтез знания на эмпирическом и теоретическом уровнях, выступая своеобразным категориальным каркасом всего научного знания, создают и укрепляют его единство, целостность.
В современный период отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую
В современный период отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую
К настоящему времени в науке действует множество интегрирующих факторов, которые позволяют утверждать, что она стала целостным системным образованием; в этом отношении наука вышла из кризисного состояния, и проблема состоит теперь в достижении еще большей ее организованности, упорядоченности. В современных условиях процесс дифференциации наук не только не приводит к их дальнейшему разобщению, а, наоборот, – к их взаимному цементированию. Однако разобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей.
На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон – метод – принцип – теория – идея – метатеория – конкретная наука – метанаука – смежная наука – комплексная наука – научная картина мира – философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им отражается. Поэтому любой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы. В каждом отдельном случае интеграции наук (естественных, технических, общественных) указанные интегративные факторы координируют и субординируют научные дисциплины в относительное (групповое) единство, обусловливая специфический механизм их взаимопроникновения.
Философия выступает самым общим интегратором. Причем ее внутринаучная интегрирующая функция составляет
Философия выступает самым общим интегратором. Причем ее внутринаучная интегрирующая функция составляет
Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика. Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся сущности объекта.
Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания,
Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания,
Предметное самоопределение философии.
Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в
Предметное самоопределение философии.
Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в
Основной вопрос (или основная проблема) философии – вопрос об онтологическом и гносеологическом отношении материи и сознания, являющийся центром философской проблематики, отражающий реальное ядро предмета философского исследования. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их, оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Основной вопрос философии, как отмечается в литературе, не только «лакмусовая бумага», с помощью которой можно отличить научный материализм от идеализма и агностицизма; он становится одновременно средством ориентировки человека в мире. Исследование соотношения бытия и сознания является условием, без которого человек не сможет выработать своего отношения к миру, не сможет ориентироваться в нем.
Но как бы ни была велика роль основного вопроса философии в
Но как бы ни была велика роль основного вопроса философии в
Обращаясь к истории философии, мы обнаруживаем, по крайней мере, три главных понятия философии. Первое можно назвать «староантичным», второе – «традиционным», третье – «современным». Первое понятие философии связано с историческим отделением совокупного научного знания от нефилософских мировоззрений – от мифологии (в античном мире) и от богословия (в эпоху Возрождения). Второе понятие – с историческим разграничением общего («теоретического») от частного (эмпирического) в пределах самой науки.
В античной (древнегреческой) философии термин «философия» обозначал всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, этику) в противоположность вере. Подобное понимание философии пронизывает труды Аристотеля. Философия подразделялась им на философию теоретическую (умозрительную), практическую (науки «практические» – это науки о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). В свою очередь, каждая из них также состояла из частей: философия теоретическая (включающая математику, физику, метафизику), философия практическая (этика, экономика, политика), философия изобразительная (поэтика, риторика, искусства).
К области «философии» в ту эпоху нередко относили искусство и знание
К области «философии» в ту эпоху нередко относили искусство и знание
В период европейского научного Возрождения вместе со вторым историческим «отделением» знания от нефилософского мировоззрения (от религии) понятие философии получает значение тотального объединителя научного знания. Она – не просто представитель научного знания или какая-то его часть, а все (или почти все) это знание.
Творец «Великого Восстановления Наук» Ф. Бэкон (1561–1626) делит все науки на три больших раздела в зависимости от свойств человеческой «души»: памяти соответствует наука история, разуму – философская наука, воображению – поэзия. Философия делится у него на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Естественная философия включает в себя физику и метафизику, философия человека – науки, изучающие тело и дух (в равной мере логика, медицина, косметика). Другой родоначальник философии развивающегося капитализма Р. Декарт (1596–1650) уподоблял философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки, главные из которых медицина, механика и этика. И у Ф. Бэкона, и у Р.Декарта понятие «философии», таким образом, охватывало все теоретическое и эмпирическое знание, в первую очередь естественные теоретические науки.
В соответствии с этим в XVII–XVIII вв. и даже в начале
В соответствии с этим в XVII–XVIII вв. и даже в начале
«Староантичное», наиболее распространенное в науке того времени и в обыденном сознании, понимание философии представляло в сущности вовсе не философию в близком к нам значении. Это исторически первое понятие философии было тождественно научному знанию вообще, его целесообразно квалифицировать как «протознание» («пранаука», «преднаука»). Предмет «протознания» был тогда интегрированным (вернее – нерасчлененным или слабо расчлененным) предметом всех наук, т.е. это была вся действительность. Именно из этого «протознания» (а не из философии) и выделялись отдельные науки.
Наука в целом как социальный институт, общепризнанный фактор культуры формировалась в
Наука в целом как социальный институт, общепризнанный фактор культуры формировалась в
В исторически первых философских школах формировалось первоначальное стихийное представление о специфическом предмете философского знания, о законах объективных отношений. Таковым было, например, гераклитовское представление о противоречии как источнике (законе) всякого движения. Это и ему подобные положения созревали в недрах «протознания». Объект философии начинал очерчиваться и изучаться на уровне «живого созерцания». Философия в своей первоначальной, античной форме сделала первый шаг к своему предметному самоопределению.
Его дальнейшее осознание было связано с отмежеванием общего (всеобщего) знания от
Его дальнейшее осознание было связано с отмежеванием общего (всеобщего) знания от
Тем самым было обозначено появление в истории науки проблемы «философия и наука». Оно выразилось тогда в установлении определенной субординации между «первой философией» и частными науками. Установившееся впоследствии за «первой философией» название «метафизики» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем (в настоящее время термин «метафизика» имеет три значения: как онтология, как философия вообще и как всеобщий метод, противоположный диалектике).
Дальнейшее углубление этой линии на разграничение и противопоставление науки о всеобщем наукам о «единичностях» происходило во второй половине XVIII – первой половине XIX в. в трудах И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля.
Философия для Гегеля, как для Аристотеля и Канта, – это наука
Философия для Гегеля, как для Аристотеля и Канта, – это наука
По своему существу (отражение реально-всеобщего и всеобщего в познании, в логике) и по традиционному словоупотреблению ныне распространенное понятие философии как учения о всеобщем близко (но не тождественно) к понятию «метафизика» в первом из его значений. Если брать два исторических понятия философии – «протознание» и «метафизика», то напрашивается вывод, что к современному понятию философии ближе понятие «метафизика» («первая философия»), а не понятие «протознание».
Становление философии как самостоятельной науки, окончательно отделившейся от «протознания», с одной стороны, от частных наук – с другой (как эмпирических, так и теоретических) завершилось примерно к середине XIX в. Таким образом, исторически третье понимание философии связано с окончательным размежеванием философии и частных наук (т.е. и в сфере теоретической).
Изложенная трактовка изменения предмета философии может быть названа концепцией предметного самоопределения философии. Альтернативный подход к данному вопросу представлен в концепции «распочкования предмета философии».
Концепция «распочкования» рисует картину формирования философии (появления у нее предмета), в
Концепция «распочкования» рисует картину формирования философии (появления у нее предмета), в
Концепция «распочкования» навязывает представление, будто философия, порождавшая в прошлом частные науки, и по сей день есть «наука наук», поскольку ведь нельзя искусственно положить конец «распочкованию»; философия якобы и сейчас, вследствие естественного, закономерного процесса распочкования, заключает в себе значительное число будущих наук.
Согласно же концепции «предметного самоопределения философии» в предмете научной философии никогда не содержались и не могут содержаться объективные предметы каких-то нефилософских наук, а современная философия не должна брать на себя задачу некоей «науки наук». Предмет научной философии специфичен и неизменен, из него выделять и «отдавать» другим наукам нечего, да и не нужно; он у нее единственный, неделимый и нераздаваемый по частям. Предмет философии в объектном смысле стабилен. Иное дело – содержание знания, разработанность его проблематики, способность той или иной отрасли знания найти подлинный предмет своего исследования, выявить его законы (при необходимости помочь другой отрасли знания найти предмет и развить о нем соответствующее представление). Здесь возможно соединение разнопредметного знания в том случае, если объективные предметы еше не определены достаточно четко. Выявление же своего предмета исследования каждой наукой означает относительную стабилизацию круга ее проблематики. В то же время она изменяется. Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют предмета науки, а лишь уточняют, углубляют его понимание.
Концепция «распочкования» неверна и в том отношении, что включает в себя
Концепция «распочкования» неверна и в том отношении, что включает в себя
Итак, из двух различных взглядов на предмет философии в связи с предметами частных наук предпочтение целесообразно отдать второй трактовке. Предмет философии не «распочковывался», предметы естественных наук не порождались им. Частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет, из совокупного преднаучного знания («протознания»).
Такова одна из линий взаимоотношения философии и частнонаучного знания, если иметь в виду только одну сторону философии – как науки.
Что же является предметом философии? Предмет философского знания, подобно предмету любой
Что же является предметом философии? Предмет философского знания, подобно предмету любой
В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук – по степени общности законов). Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности. Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям знания. Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям философии относятся «Истина», «Красота», «Добро», «Действие», а не только «Мир» и «Человек». Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.
Предмет социальной философии.
Общая схема предмета философии полностью приложима и к социальной
Предмет социальной философии.
Общая схема предмета философии полностью приложима и к социальной
Кроме этих разделов философского знания, социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, изучающими общество: с социологией, политэкономией, политологией, юриспруденцией, культурологией, искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками; она опирается в развитии своих представлений на общие понятия этих наук, на всю ту существенную информацию, которая в них вырабатывается.
Имеется еще один источник, помогающий социальной философии развивать свои понятия, разрабатывать
Имеется еще один источник, помогающий социальной философии развивать свои понятия, разрабатывать
Как видим, социальная философия по своему содержанию (и по предмету) связана не только с разными философскими дисциплинами, но и с частными социальными, гуманитарными и естественными науками. Отмеченный момент не исключает того, что социальная философия есть своеобразная область знания (в рамках философии), имеющая относительно самостоятельную логику философских размышлений и специфическую историю развития своих понятий, принципов и законов.
С самого начала изучения социальной философии необходимо иметь в виду, по
С самого начала изучения социальной философии необходимо иметь в виду, по
Подобные крайности рано или поздно преодолеваются философией, которая изначально ориентирована на
Подобные крайности рано или поздно преодолеваются философией, которая изначально ориентирована на
Привлекательна в этом плане и задача, поставленная почти 200 лет тому
Привлекательна в этом плане и задача, поставленная почти 200 лет тому
Итак, подлинно философские трактовки социальной философии, ее задач и предмета фокусируются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни человека. Именно эти интересы должны просвечивать все исследования по социальной философии. Научность социально-философского познания должна сливаться с гуманистичностью – таков ведущий принцип познания в сфере социальной философии.
Общую характеристику предмета социальной философии завершим кратким определением ее понятия. Социальная философия – раздел философского знания, в котором исследуется на основе принципа антропоцентризма состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.
В социальной философии имеются разные точки зрения почти на каждую проблему, да и на весь комплекс ее проблем. Коснемся двух широко распространенных подходов: цивилизационного и формационного.
Термин "цивилизационный" происходит от слова "цивилизация", которое имеет много значений и
Термин "цивилизационный" происходит от слова "цивилизация", которое имеет много значений и
Данная цивилизационная концепция, базирующаяся, в первую очередь, на критерии разграничения эпох по технологическому критерию, имеет многих своих сторонников среди современных философов и социологов. Одним из его представителей является американский социолог Д. Белл (его фундаментальный труд "Грядущее постиндустриальное общество" впервые издан в США в 1973 г., а в русском переводе - в 1999 г.).
Основоположником формационного подхода явился К. Маркс. Он подразделил все общества в
Основоположником формационного подхода явился К. Маркс. Он подразделил все общества в
В литературе отмечаются как положительные моменты этих двух подходов (цивилизационного и формационного), так и их недостатки. Некоторые исследователи полагают, что первый подход позволяет сосредоточить внимание именно на технологической основе общества, т.е. на производительных силах, на эволюционных и революционных ("волновых") их изменениях, не привязывая их однозначно к производственным отношениям, а также к политической сфере и культуре. Политическая сфера и культура автономны (хотя и испытывают влияние производительных сил и имущественных отношений). Трудно понять, по мнению этих оппонентов, однозначную связь производственных отношений с производительными силами при рабовладении и при феодализме. Отсутствие однозначной связи являет собой и такой известный факт: в какой-то период США и СССР, имея разные имущественные отношения, основывались на однотипных производительных силах.
Складывается в целом представление, что формационный и цивилизационный подходы, если преодолеть их крайности, могут быть совместимы друг с другом; они взаимодополняемы.
В дальнейшем будут подробнее рассмотрены эти подходы, а сейчас целесообразно остановиться на движущих силах развития общества и на основных сферах жизни общества.
Факторы развития общества.
Очевидным является факт, что общество изменяется. Другое дело -
Факторы развития общества.
Очевидным является факт, что общество изменяется. Другое дело -
Вопрос об изменениях общества и их характере привлекал к себе внимание как мыслителей Античности, Средних веков, так и мыслителей нового времени. Значителен интерес к нему и в последние столетия. Этот вопрос влечет за собой размышления: а каковы же факторы происходящих изменений, что в целом обусловливает движение социума? Выяснить, допустим, родоначальников классической механики (следовательно, и указать ее "причину"), как и создателей науки генетики (и ее "причину"), не представляет особого труда. Эти и им подобные "изменения" в обществе уже давно установлены. Но изменений в обществе (больших и малых) даже за короткий отрезок времени - множество; что же, спрашивается, обусловливает целостное изменение общества? Ответ на этот вопрос уже не такой простой, он не столь очевиден, как в случае с основоположниками классической механики или генетики. Здесь приходится мысленно проникать в глубины социального бытия, в сущностные связи и отношения, переплетенные, как правило, с несущественными и случайными процессами и событиями. Человечество в лице своих мыслителей пыталось установить те факторы объективного и субъективного порядка, которые стали называться движущими силами общественного развития.
В первую очередь, привлекали внимание Разум, Интеллект, Дух, Человек (все равно, был ли он в облике индивида homo sapiens, или Абсолютной Идеи, или Бога). Так, А. Августин (354-430 гг. н.э.) в своем главном историософском произведении "О граде Божьем" предпринял попытку объяснить многие явления истории под углом зрения христианской догматики. По его убеждению, в центре исторического процесса стоит Бог, и все нити земных дел связаны с явлением Христа. Аналогичную трактовку социальных изменений можно встретить во все позднейшие столетия вплоть до нашего времени - в трудах представителей неотомистского направления в философии.
В философии Гегеля (1770-1831) изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной Идеей, ее
В философии Гегеля (1770-1831) изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной Идеей, ее
На пути своей реализации Дух преодолевает препятствия, в том числе и порождаемые им самим; он преодолевает и такие действия, которые исходят от индивидов. Однако необходимость, заложенная в Абсолютном Духе, все-таки, несмотря на противодействие ей со стороны отрицательных сил, претворяет себя в общем логическом саморазвитии в направлении к исторической цели.
Несколько иначе, но по сути так же решают вопрос об основном
Несколько иначе, но по сути так же решают вопрос об основном
Многие представители "персоналистского" направления, выступающие с позиций приоритет-ности духовного фактора в
Многие представители "персоналистского" направления, выступающие с позиций приоритет-ности духовного фактора в
Некоторые из ученых негативно характеризуют народ, а его деятельность связывают с принуждением или сильным воздействием вождей. Известный психиатр, создатель психоанализа 3. Фрейд (1856-1939) отмечал, что народ заражен иррациональным началом и подвержен подсознательным влечениям. Только влиянием образцовых индивидов, признанных вождями массы, по мнению З. Фрейда, можно добиться от нее работы и самоотверженности, от которых зависит прочность культуры. Однако имеется опасность, что, не желая терять свое влияние, вожди больше будут уступать массе, чем эта последняя будет уступать им. Поэтому З. Фрейд считает необходимым, чтобы вожди обладали средствами власти, дающими им независимость от массы. Что касается глубинной причины развития общества, то он усматривал его в бессознательной активности индивидов. 3. Фрейд заявлял, что сублимация инстинктов является наиболее бросающейся в глаза чертой культурного развития; именно благодаря ей становится возможной научная, художественная, инженерно-конструкторская или идеологическая деятельность. Фрейд возвращает нас к признанию психических факторов (в данном случае – через "комплекс Эдипа" в индивидах) как главных истоков, или причин, общественного развития.
Испанский философ Ортега-и-Гассет (1883-1955) полагал, что движение общества определяется соотношением массы
Испанский философ Ортега-и-Гассет (1883-1955) полагал, что движение общества определяется соотношением массы
Мы познакомились с некоторыми трактовками движущих сил истории: религиозным провиденциализмом (А. Августин), объективным идеализмом (Гегель) и экзистенциализмом (К. Ясперс). Все они усматривают конечную причину социальных изменений в духовном факторе. Дело вовсе не в том, что выдвигается этот фактор сам по себе, а в том, что он становится самодовлеющим, не связанным с материальными факторами. Когда же в поле зрения ученых или философов (как, к примеру, у 3. Фрейда или Ортеги-и-Гассета) попадают массы, народ, то они оценивают их роль в истории, как мы убедились, в негативном плане, что не выводит их к объективным факторам развития. Даже социально-философская категория "народ", которая может под определенным углом зрения считаться объективным фактором, квалифицируется здесь со стороны субъективных черт индивидов (их характера, эмоций, подсознательных влечений, желаний, обычаев и т.п.), что оставляет этих ученых и философов в пределах утверждения субъективных детерминант социальных изменений.
В истории социально-философской мысли наблюдается немало и материалистических концепций общественного развития.
В истории социально-философской мысли наблюдается немало и материалистических концепций общественного развития.
Географический детерминизм – концепция общественного развития, утверждающая приори-тетность географической среды среди всех других факторов развития общества (Ш. Монтескье, Г.Т. Бокль, Ф. Ратцель, представитель евразийского течения 20-40-х годов XX века П.Н. Савицкий, после Второй мировой войны – Г. Гримм, А. Хеттнер и др.). В рамках этого направления имеется школа, называемая "геополитика". Еще перед Первой мировой войной в ней сформировалась установка на захват чужих территорий под предлогом нехватки территорий у одних (своих империалистических) стран и избыточности территорий у других. Обоснование этой установки якобы находило подтверждение данными экономической и политической географии. В 20-х годах в Германии были организованы кружок и журнал "Геополитика", в котором публиковались статьи, провозглашавшие геополитику в качестве новейшей науки. Руководителями этого движения были К. Хаусгофер и Э. Обст. Геополитика стала составной частью нацистской агрессивной идеологии.
Демографический детерминизм обычно связывают с именем английского экономиста и священника Т. Мальтуса, основные работы которого приходятся на конец XVIII - первую треть XIX века. Его главный труд "Опыт о законе народонаселения" был издан на рубеже этих столетий и привлек к себе большое внимание. Т. Мальтус выдвинул следующее положение: если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии. Средства же существования при самых благоприятных условиях для труда не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. Т. Мальтус не был материалистом в целом; он ссылался на божественную силу как на исходный фактор общественного развития. Ему были близки и непосредственные духовные факторы, связанные с обычаями, познанием и т.п. Вместе с тем он считал, что рост численности народонаселения есть фактор социального развития. Численность населения не является все же постоянным фактором прогресса. При достижении определенного уровня численность народонаселения может стать тормозом, а затем и угрозой развитию общества. Здесь Т. Мальтус во многом прав (в этом мы убедимся, когда коснемся вопроса о глобальных проблемах). Создание книги, фактически посвященной материальному фактору и обоснованию его позитивного и негативного значений (в разных условиях), дает основание причислять его с известными оговорками к материалис-тическому направлению.
Одним из представителей демографического детерминизма в России был социолог М.М. Ковалевский
Одним из представителей демографического детерминизма в России был социолог М.М. Ковалевский
Но вернемся к Т. Мальтусу. Его концепция не была апологетической по отношению к существовавшему тогда в Западной Европе строю (как оценивали до недавних пор его теорию в марксизме). Т. Мальтус был встревожен ростом нищеты во многих странах и обращал внимание на то, что если не принять каких-то действенных мер по ослаблению обнаруженного им противоречия, то изменения в обществе могут стать негативными (революции, войны, эпидемии и т.п.). Он видел выход из положения в обуздании половой распущенности, в регулировании рождаемости, в улучшении средств обработки земель (с целью увеличения урожайности земли) и т.п. Однако имя Т. Мальтуса, поставившего важную социальную проблему, стало использоваться для целей, далеких от науки. С конца XIX столетия, и особенно в первой половине XX века, возникло и широко распространилось неомальтузианство, стремящееся объяснить все отрицательные стороны нашей жизни быстрым ростом народонаселения. Неомальтузианство вместе с геополитикой вошло неотъемлемым элементом в идеологию нацистов и империалистических кругов Японии в 30-х - первой половине 40-х годов. Неомальтузианцы последних десятилетий утверждают, будто наступающий экологический кризис общества имеет главной причиной быстрый рост народонаселения, и "избыток населения" следует любой ценой ликвидировать. Так, X. Шмутцер заявил в 1986 году, что единственным средством, которое мировые державы еще имеют в резерве, если не одержит верх здравый смысл, чтобы сократить невыносимое число лишнего народонаселения, является нейтронная бомба.
Наряду с антигуманистичным неомальтузианством имеется, что следует отметить, и прямо противоположная
Наряду с антигуманистичным неомальтузианством имеется, что следует отметить, и прямо противоположная
Экономический детерминизм – одно из крупнейших направлений в социальной философии, утверждающее экономический фактор в качестве главного фактора развития общества. Он возник еще до К. Маркса, хотя некоторые специалисты склонны однозначно соотносить экономический детерминизм с марксизмом. Одним из крупных его представителей был английский экономист Р. Джонс (1790-1855). С его точки зрения, основой всякого общества является способ производства и распределения общественного богатства. Изменения этого способа производства, по его мнению, определяют так или иначе все другие изменения в обществе. Он писал, что изменения в экономической организации общества сопровождаются крупными политическими, социальными, моральными и интеллектуальными изменениями, затрагивающими те обильные или скудные средства, при помощи которых осуществляются задачи хозяйства. Эти изменения неизбежно оказывают решительное влияние на различные политические и социальные основы соответствующих народов, и влияния эти распространяются на интеллектуальный характер, обычаи, манеры, нравы и счастье народов. Экономический фактор является, по Р. Джонсу, ведущим, главным фактором развития общества.
Экономический детерминизм К. Маркса опирался на признание производственных отношений как лежащих в основании смены всех форм общественного устройства. Вслед за изменением производительных сил, по К. Марксу, рано или поздно меняются производственные отношения, которые должны прийти в соответствие с характером производительных сил. Производственные отношения детерминируют всю надстройку, состоящую из системы взглядов и теорий (политических, правовых и др.) и аналогичных учреждений. Антагонистические противоречия в классическом капитализме пронизывают как способ производства, так и отношения между ним и надстройкой. Движущей силой, разрешающей (или преодолевающей) это противоречие, является классовая борьба рабочего класса с буржуазией и революция угнетенных против угнетателей. Классовую борьбу К. Маркс называл "локомотивом истории". Проблему соотношения таких движущих факторов истории, как народные массы и личность, К. Маркс решал, исходя из положения в системе производства эксплуатируемых и эксплуататоров: на первый план выдвигались "рабочие массы", которые считались главной движущей силой общества. В связи с этим утверждалось, что идеология тоже становится "материальной движущей силой" (правда, лишь постольку, поскольку "овладевает" массой). Цели, провозглашаемые К. Марксом, особенно в первый период его научной деятельности, были по существу своему гуманными. Но теоретический анализ проблемы отчуждения привел его к необходимости исследования частной собственности, а углубленное ее (политэкономическое) исследование - к выводу о том, что экспроприаторов надо экспроприировать. Политэкономия сомкнулась с политикой. Итак, у К. Маркса - ряд факторов или движущих сил общественного развития, но основным пунктом его теоретических построений оказывалось представление о производственных, экономическо-политических отношениях.
В вульгаризованной форме этот экономический детерминизм применительно к историко-философскому процессу представлен
В вульгаризованной форме этот экономический детерминизм применительно к историко-философскому процессу представлен
В годы сталинского тоталитаризма в нашей стране внедрялась в сознание людей идея о наличии "буржуазной" генетики и других "буржуазных" наук о природе. Такой характер естествознания якобы вытекает из деления экономических систем на "социалистическую" и "капиталистическую". Изменения в экономике якобы определяют изменения в культуре, в естествознании, как и вообще (поскольку они "первичны") во всех основных элементах надстроечного типа.
В настоящее время экономический детерминизм чаще всего проявляется в форме фетишизации
В настоящее время экономический детерминизм чаще всего проявляется в форме фетишизации
Технологический детерминизм - направление в социальной философии, утверждающее технологический фактор в качестве главного фактора развития общества. Разрабатываемый в течение последних десятилетий, он представлен трудами Д. Белла, Р. Арона, О. Тоффлера и др. Они исследуют машины и системы машин, влияние их изменений на изменения структуры и характера общества. Само это общество называется индустриальным (в противовес "доиндустриальному", где определяющей была аграрная сфера). Индустриальное общество – общество, основанное на машинном производстве и фабричной организации труда. Переход к автоматизации лишь видоизменяет форму индустриального общества, но не трансформирует его сущность. В недрах индустриального общества появляются компьютеры, которые знаменуют уже начало господства информации и его вхождение в стадию информационного (постиндустриального) общества. Собственность на средства производства утрачивает свое социальное значение; классовая борьба отходит на второй план; основным конфликтом постиндустриального общества становится конфликт между знанием и некомпетентностью. Важное место в нем занимает сфера услуг, включая врачебные услуги (здравоохранение) и образование. Растет благосостояние населения. Центральным стержнем всей организационной системы такого общества становится сфера управления на основе информации.
Можно считать, что реальной движущей силой развития общества (в США, Западной
Можно считать, что реальной движущей силой развития общества (в США, Западной
Итак, мы познакомились с рядом концепций, касающихся движущих сил развития общества.
Итак, мы познакомились с рядом концепций, касающихся движущих сил развития общества.
Таким образом, имеется множество факторов (или движущих сил), обусловливающих изменения общества.
Таким образом, имеется множество факторов (или движущих сил), обусловливающих изменения общества.
По сути дела, эту же точку зрения отстаивает и К.X. Момджян. Он обосновывает положение, согласно которому субстанцией общества, изучаемого под призмой социальной философии, является деятельность человека. Деятельность человека К.М. Момджян определяет как форму самодвижения, разновидность информационно направленной активности саморегулирующихся адаптивных систем, связанных с синтезом целенаправленности и труда как особого типа приспособления к среде, адаптивно-адаптирующей активностью. Человек имеет первичный атрибут – сознание, с которым связана орудийная деятельность. Простейшим целостным проявлением общественной жизни является социальное действие, неотрывное от социального взаимодействия и коллективности. В деятельности человека и следует видеть важнейшую движущую силу общества.
Несмотря на различие концептуальных начал (у одного - отношение человека к
Несмотря на различие концептуальных начал (у одного - отношение человека к
Важно заметить, что если принять человека, его деятельность, труд, интересы и многое другое, неразрывно связанное с его бытием, за подлинное основание, или субстанцию, общества как материальной (в целом) системы, то многие из вышерассмотренных концепций обнаружат в себе справедливые моменты, действительно заслуживающие внимания движущие силы социума: и изменения способа производства, и народонаселение, и традиции наций, и характер выдающихся личностей, и многое другое. Только если деятельность (труд) человека будет находиться в центре самой сущности общества (или в центре движущих сил общества), то все остальные факторы окажутся обусловленными этим фактором, т.е. находящиеся либо на фрагментарно-сущностном, либо на феноменологическом уровнях реальности.
Рассмотрев ряд концепций, касающихся движущих сил (или источников) социального развития, мы приходим к следующему общему заключению: наиболее приемлемым решением вопроса о движущих силах развития общества, если его рассматривать на феноменологическом и фрагментарно-сущностном уровнях, является признание теории факторов (как синтеза многих концепций), а на тотально-сущностном, т.е. самом глубоком, фундаментальном уровне – принятия антропоцентристской концепции общества.
Правовое сознание.
Правовое сознание (или правосознание) общества включают систему общеобязательных социальных норм,
Правовое сознание.
Правовое сознание (или правосознание) общества включают систему общеобязательных социальных норм,
Русский философ и теоретик права И.А. Ильин указывает на глубинное основание правосознания, каковым, по его мнению, является общественная жизнь людей. Каждому человеку, как члену сообщества, присуще мировоззрение, частью которого выступает правосознание, исходящее из осознания, что на свете существуют другие люди, что устройство личной жизни человека зависит от его отношения к другим людям независимо от того, знает он об этом или не знает. Субъективно-психологическим истоком права, закона, обычая является внутреннее убеждение людей в существовании справедливого и несправедливого, законного и незаконного. Это убеждение имеется объективно, независимо от внешней формы выражения и осуществления действительного права. Оно может быть представлено в виде правового чувства, инстинкта правоты или интуиции правоты и направлено на внешние отношения людей друг к другу. Сознательное развитие инстинктивного чувства права и есть, утверждает И.А. Ильин, естественное право, превращающееся в духовное основание жизни людей, в естественную правовую идею.
Общественное правосознание есть система правовой культуры общества (нации, государства). Индивидуальное же
Общественное правосознание есть система правовой культуры общества (нации, государства). Индивидуальное же
.
Право как система государственных установлений должно основываться на законе, выражающем интересы
Право как система государственных установлений должно основываться на законе, выражающем интересы
Имеется также неразрывная связь права (правосознания) и морали. Право базируется (или
Имеется также неразрывная связь права (правосознания) и морали. Право базируется (или
Вышеизложенное указывает, помимо прочего, на то, что у права (правосознания) имеется
Вышеизложенное указывает, помимо прочего, на то, что у права (правосознания) имеется
Правовое сознание является предметом изучения философии права, составляющей часть философии; будучи таковой, оно в то же время черпает информацию для своих обобщений из функционирующих знаний о праве и правовых отношений, из всех составных компонентов правосознания, из соответствующей практики общественной жизни. Философия права есть теория и методология правового знания.