Философия эпохи Возрождения. (Лекция 5)

Содержание

Слайд 2

Предпосылки возникновения европейской философии Возрождения (ХIV – XVI вв.) Кризис феодализма

Предпосылки возникновения европейской философии Возрождения (ХIV – XVI вв.)
Кризис феодализма и

становление капиталистических отношений
Великие географические открытия, рост городов, развитие промышленности
Повышение творческой активности личности
Слайд 3

От теоцентризма – к антропоцентризму Ослабление зависимости философии от религии Возрождение

От теоцентризма – к антропоцентризму

Ослабление зависимости философии от религии
Возрождение интереса к

античному наследию
Цель философии – познание человека и природы
Антропоцентризм – принцип построения философской картины мира, где центром выступает свободный, деятельный человек-творец, высшая цель мироздания
Слайд 4

Кризис римско-католической церкви (XV- XVI в.) Реформация – социально-политическое и идеологическое

Кризис римско-католической церкви (XV- XVI в.)
Реформация – социально-политическое и идеологическое движение

за обновление христианства.
Движение Реформации было направлено не против Бога или христианской религии, а преимущественно против власти средневековой католической церкви как посредницы между человеком и Богом, и требовало серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики.
Реформация открыла для каждого возможности простого, не опосредованного церковью диалога с Богом.
Слайд 5

М. Лютер М. Лютер выдвинул 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма:

М. Лютер
М. Лютер выдвинул 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма:
Человек

не должен бежать от мира: следует добросовестно исполнять свое земное призвание
Протестантизм (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли) – разновидность христианства: упразднение монашества, отказ от сложной церковной иерархии и упрощенная обрядность; догмат о личном спасении и «трудовой этике»
Слайд 6

Антропоцентрический неоплатонизм эпохи Возрождения Философская картина абсолютного бытия: в центре мироздания

Антропоцентрический неоплатонизм эпохи Возрождения

Философская картина абсолютного бытия: в центре мироздания Единое

Благо – (подлинное первосущее Бог)
+ человек (творческая одухотворенная личность), Богочеловек
Бог – первотолчок. Создав человека, он предоставляет ему возможность творить самого себя
Слайд 7

Николай Кузанский Бог есть все. Постигнуть Бога можно лишь в единичном

Николай Кузанский

Бог есть все.
Постигнуть Бога можно лишь в единичном (совпадение максимума

и минимума).
Тождество противоположностей: Мир – зеркало Бога, где каждая вещь – его отражение.
Понятие предела (в толковании природы Бога и геометрических фигур):
«Мир имеет границы, между которыми заключен».
Человек - Богочеловек, имеющий творческое начало, и его главная способность – познание.
Слайд 8

Пико де ла Мирандола «Речь о достоинстве человека»: Там, где есть

Пико де ла Мирандола

«Речь о достоинстве человека»:
Там, где есть жизнь, там

есть душа. Там, где есть душа, там есть ум.
«Свободный и славный мастер»
Достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Слайд 9

Гуманизм Культурное движение эпохи Возрождения, провозгласившее человека высшей ценностью, признавшее его

Гуманизм

Культурное движение эпохи Возрождения, провозгласившее человека высшей ценностью, признавшее его право

на творчество, свободу и счастье
Идея блага человека – главная цель социального и культурного развития
Социально-политические учения
Слайд 10

Томас Мор «Утопия»: следование здравому смыслу и законам природы, основанным на

Томас Мор

«Утопия»: следование здравому смыслу и законам природы, основанным на

разуме.
Критика частной собственности как источника общественной несправедливости.
Принципы коллективизма, равное распределение благ.
Слайд 11

М. де Монтень «Опыты» - признание ценности жизни «обыденной и лишенной

М. де Монтень

«Опыты» - признание ценности жизни «обыденной и лишенной всяческого

блеска»
.
Мир – вечные качели.
Философствование – «схватывание» моментов их качания.
Жизнь согласно разуму
Следование любой традиции ведет к отказу человека от себя.
Природа - воспитатель.
Слайд 12

Н. Макиавелли Трактат «Государь»: Государь, если он хочет сохранить власть, должен

Н. Макиавелли

Трактат «Государь»:
Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести

умение отступать от добра.
Когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости и несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного…Предпочтение во всем следует отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и сохранит свободу.
Слайд 13

Коперник «О вращении небесных сфер» Неподвижность Земли – иллюзия. Реальность – движение ее вокруг солнца.

Коперник

«О вращении небесных сфер»
Неподвижность Земли – иллюзия.
Реальность – движение ее

вокруг солнца.
Слайд 14

Галилей Инерциальное движение (равномерно по прямой траектории), в отличие от Аристотеля,

Галилей
Инерциальное движение (равномерно по прямой траектории), в отличие от Аристотеля, признававшего

совершенным движение по кругу.
Законы движения свободно падающих тел.
Слайд 15

Гелиоцентрическая система Открытие Галилеем спутников Юпитера, движущихся вокруг солнца (подтверждение системы мира Коперника).

Гелиоцентрическая система

Открытие Галилеем спутников Юпитера, движущихся вокруг солнца
(подтверждение системы мира

Коперника).
Слайд 16

Кеплер Законы движения планет Движение земных и небесных тел подчиняется естественным законам. Взаимодействие теории и наблюдения.

Кеплер

Законы движения планет
Движение земных и небесных тел подчиняется естественным законам.
Взаимодействие теории

и наблюдения.
Слайд 17

Джордано Бруно Пантеизм: Бог – мировое целое, Вселенная. Бог бесконечен, и

Джордано Бруно

Пантеизм: Бог – мировое целое, Вселенная.
Бог бесконечен, и Вселенная бесконечна,

вечна, безгранична и многообразна (состоит из множества индивидуальных миров)
Осмысление мира как бесконечного приводит к мысли о безграничности познания, источником которого мог являться лишь рациональный человеческий разум.
Гилозоизм: мир живой, материя – самодвижущееся бытие.
Слайд 18

Леонардо да Винчи Первая попытка применить понятие центра тяжести в динамике.

Леонардо да Винчи

Первая попытка применить понятие центра тяжести в динамике.
Стрела,

выпущенная из арбалета вертикально вверх древком вперед, вращается вокруг своего центра тяжести. Он перемещается по той же траектории.
Слайд 19

Леонардо да Винчи «Все, что существует во Вселенной как сущность, как

Леонардо да Винчи

«Все, что существует во Вселенной как сущность, как явление

или как воображаемое, он (человек) имеет сначала в душе, а потом в руках».
Опыт (эксперимент)– наставник всех наставников, мудрость - дочь опыта.
Слайд 20

Эстетическое понимание действительности Человек – творец и художник. Прекрасное – и

Эстетическое понимание действительности

Человек – творец и художник.
Прекрасное – и земное, и

небесное: соединение человеческой духовности и телесности в художественном творчестве
Метод линейной перспективы и «золотое сечение».
Инструмент человека-творца – рука, послушная рассудку (Микеланджело)
Слайд 21

Основные понятия философии Возрождения Ренессанс – название эпохи Возрождения, связанное с

Основные понятия философии Возрождения

Ренессанс – название эпохи Возрождения, связанное с возникновением интереса

к античности
Пантеизм –философские течение, отождествлявшее Бога и мировое целое, Бога и природу (Н. Кузанский, Дж. Бруно)
Геоцентризм – картина мира, в которой Земля –центр Вселенной (Птолемей, Аристотель)
Гелиоцентризм – картина мира, в которой Солнце – центр Вселенной (Н. Коперник, Дж. Бруно, Галилей)
Гилозоизм – натурфилософское учение о «живой материи», всеобщей одушевленности бытия (Дж. Бруно)
Слайд 22

Основные черты философии эпохи Возрождения Антропоцентризм Пантеизм (онтология) Гилозоизм (онтология) Антисхоластика

Основные черты философии эпохи Возрождения

Антропоцентризм
Пантеизм (онтология)
Гилозоизм (онтология)
Антисхоластика (гносеология)
Натурфилософия (гносеология)
Геоцентризм

– гелиоцентризм (гносеология)
Гуманизм (антропология)
Свобода и творчество (этика)
Свобода художественного творчества, идея
светского искусства (эстетика)
Слайд 23

Задание 1. Специфика философского знания элохи Возрождения (3-5 примеров). 2. Проблема

Задание

1. Специфика философского знания элохи Возрождения (3-5 примеров).
2. Проблема веры, разума

и познания философии эпохи Возрождения
(2-3 концепции по выбору).
3. Творческая работа «Художественное творчество эпохи Возрождения».