Европейская философия 17-19 веков

Содержание

Слайд 2

Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии. Философские идеи эпохи Просвещения. Основные

Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии.
Философские идеи эпохи Просвещения.
Основные проблемы

немецкой классической философия.
Причины возникновения и направленность неклассической философии.
Иррационализм в неклассической философии.
Позитивизм как одна из стратегий неклассической философии.
Марксистская философия.
Слайд 3

Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии: - специфика капиталистического способа производства

Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии:
- специфика капиталистического способа производства

- наука как производительная сила общества
- проблема истинности знания
Слайд 4

Фундаментом является промышленность, основанная на машинном производстве. Эффективность промышленности зависела от

Фундаментом является промышленность, основанная на машинном производстве.
Эффективность промышленности зависела от

постоянного совершенствования и изобретения новых технических средств.
Задачу совершенствования и изобретения новых технических средств невозможно было решить без широкой системы научных знаний, способных обеспечить успех в практической деятельности.
Новый тип экономики требовал вовлечения в производственную сферу разнообразных природных материалов с целью их преобразования, что было так же невозможно было без науки о природе.


СПЕЦИФИКА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО
СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА

Слайд 5

Научное знание является определяющим фактором развития капиталистического производства. От прогресса науки

Научное знание является определяющим фактором развития капиталистического производства. От прогресса

науки зависит прогресс экономики.


НАУКА
КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА

Слайд 6

Натурфилософия трансформируется в естествознание. Онтология, по причине ее умозрительного характера, вытеснена

Натурфилософия трансформируется в естествознание.
Онтология, по причине ее умозрительного характера, вытеснена на

второй план.
Ориентация на практический опыт стимулировала познание не единичных фактов, а целых систем, стремление к выявлению взаимосвязей и закономерностей.
На этом фоне обнажается актуальность гносеологической проблематики:
- проблема познаваемости мира
- сущности и характера самого познания
- источников и методов получения истинного знания.


ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ЗНАНИЯ

Слайд 7

Слайд 8

Френсис Бэкон (1561-1626) Человек – истолкователь природы, который столько совершает и

Френсис Бэкон
(1561-1626)
Человек – истолкователь природы, который столько совершает
и понимает,

сколько постиг в ее порядке делом и размышлением,
и свыше этого он не знает и не может.
Слайд 9

Френсис Бэкон (1561-1626) НОВЫЙ ОРГАНОН Индукция получает знание из окружающего мира

Френсис Бэкон
(1561-1626)

НОВЫЙ ОРГАНОН

Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент,

наблюдение и проверку гипотез.
Слайд 10

Френсис Бэкон (1561-1626) КРИТИКА АРИСТОТЕЛЯ: Исходные общие понятия , лежащие в

Френсис Бэкон
(1561-1626)
КРИТИКА АРИСТОТЕЛЯ:
Исходные общие понятия , лежащие в основе

дедукции, в конечном итоге представляют собой результат опытного знания. Но знания слишком поспешного.
Общие понятия – фундамент знания. Тем более важно их правильно образовывать.
Если понятия, составляющие основу, образованы поспешно, необдуманно, то нет ничего прочного и в том, что на них построено.
Слайд 11

ИДОЛЫ ПОЗНАНИЯ «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не

ИДОЛЫ ПОЗНАНИЯ

«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят

ни от культуры, ни от индивидуальности человека.
«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые.
«Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка.
«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности.
Слайд 12

Рене Декарт (1596-1650) РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ДЕДУКЦИИ

Рене Декарт (1596-1650)

РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ
ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ДЕДУКЦИИ

Слайд 13

Рене Декарт (1596-1650) Первое - никогда не принимать за истинное то,

Рене Декарт (1596-1650)
Первое - никогда не принимать за истинное то, что

я не признал бы таковым с очевидностью.
Слайд 14

Рене Декарт (1596-1650) …Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей

Рене Декарт (1596-1650)

…Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на

столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Слайд 15

Рене Декарт (1596-1650) …Третье - располагать свои мысли в определенном порядке,

Рене Декарт (1596-1650)

…Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная

с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
Слайд 16

Рене Декарт (1596-1650) …И последнее – делать всюду перечни настолько полные

Рене Декарт (1596-1650)

…И последнее –
делать всюду перечни настолько полные и

обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Слайд 17

СЕНСУАЛИЗМ направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия —

СЕНСУАЛИЗМ
направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная

и главная форма достоверного познания.
Слайд 18

Джон Локк (1632-1704) Только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности. Душа

Джон Локк (1632-1704)

Только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности.
Душа человека – «чистая

доска», на которой опыт посредством единичных восприятий пишет свои знаки.
Слайд 19

Джон Локк (1632-1704) Истинным можно назвать только то знание, которое представляет

Джон Локк (1632-1704)
Истинным можно назвать только то знание, которое представляет собой мыслительную

форму, которое обработано с помощью разума.
Ибо разум без чувственных восприятий слеп, а а чувственные восприятия, не прошедшие обработки разумом, пусты и бессмысленны.
Слайд 20

СОЛИПСИЗМ философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной

СОЛИПСИЗМ
философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности

и отрицанием объективной реальности окружающего мира.
Слайд 21

Джордж Беркли (1685-1753) …единственной субстанцией является либо дух, либо то, что

Джордж Беркли (1685-1753)

…единственной субстанцией является либо дух, либо то, что воспринимает.
иметь идею

значит то же самое, что и воспринимать: цвет, форму..
из этого ясно следует, что не могут существовать немыслящая субстанция или немыслящий субстрат этих идей .
Слайд 22

Джордж Беркли (1685-1753) Все вещи лишь комплексы наших ощущений. Я утверждаю

Джордж Беркли (1685-1753)
Все вещи лишь комплексы наших ощущений.
Я утверждаю так же, как

и вы (материалисты), что раз на нас оказывает действие нечто извне, то мы должны допустить существование сил, находящихся вне (нас), сил, принадлежащих существу, отличному от нас.
Но здесь мы расходимся по вопросу о том, какого рода это могущественное существо.
Я утверждаю, что это дух, вы — что это материя или какая-то третья природа...
Слайд 23

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Слайд 24

Эпоху Просвещения чаще всего привязывают двум революциям: «Славной революции» в Англии

Эпоху Просвещения чаще всего привязывают двум революциям:
«Славной революции» в Англии (1688

г.)
и
Великой французской революции (1789 г.)
Слайд 25

приоритет разума в решении всех проблем: от уверенности в том, что

приоритет разума в решении всех проблем: от уверенности в том, что

с помощью разума и науки можно обеспечить счастливую жизнь человека и общества, до полной абсолютизации разума, когда онтологические основания мира оказываются зависимыми от логических оснований мышления
Слайд 26

механико-материалистическая картина мира

механико-материалистическая
картина мира

Слайд 27

атеистическая направленность, отрицание любых внешних авторитетов в какой бы то ни было сфере действительности

атеистическая направленность,
отрицание любых внешних авторитетов в какой бы то ни

было сфере действительности
Слайд 28

осознание культуры как специфически человеческого способа бытия

осознание культуры как специфически человеческого способа бытия

Слайд 29

Жан-Жак Руссо (1712-1778) Дени ДИДРО (1713— 1784) ЛАМЕТРИ (1709-1751)

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)

Дени ДИДРО
(1713— 1784)

ЛАМЕТРИ
(1709-1751)

Слайд 30

Дени ДИДРО (1713— 1784) Остаётся признать существование только одной субстанции во вселенной, в человеке, в животном.

Дени ДИДРО
(1713— 1784)

Остаётся признать существование только одной субстанции
во вселенной,
в

человеке,
в животном.
Слайд 31

Дени ДИДРО (1713— 1784) В начале времен находящаяся в брожении материя

Дени ДИДРО
(1713— 1784)

В начале времен находящаяся в брожении материя породила

Вселенную и различных живых существ, - это "брожение как внутренняя активность материи "продолжает и будет продолжать комбинировать массы материи, пока из них не получится какая-нибудь жизнеспособная комбинация.
Слайд 32

Дени ДИДРО (1713— 1784) все связано в природе, и кто в

Дени ДИДРО
(1713— 1784)

все связано в природе,
и кто в своих

построениях предполагает какое-нибудь новое явление или вводит один из моментов прошлого, тот воссоздает новый мир.
Слайд 33

ЛАМЕТРИ (1709-1751) Человека отличает от животного только большое количество потребностей и,

ЛАМЕТРИ
(1709-1751)
Человека отличает от животного только большое количество потребностей и,

значит, большее количество ума, поскольку потребности тела являются мерой ума.
Слайд 34

ЛАМЕТРИ (1709-1751) Если душа ощущает воздействие тела, то и сама она

ЛАМЕТРИ
(1709-1751)

Если душа ощущает воздействие тела, то и сама она

имеет ту же природу, а, значит, телесна.
Душа материальна, но она представляет особый вид материи, которая обладает способностью саморазрушения.
Слайд 35

ЛАМЕТРИ (1709-1751) Я не ошибусь, утверждая, что человек представляет часовой механизм,

ЛАМЕТРИ
(1709-1751)

Я не ошибусь, утверждая, что человек представляет часовой механизм,

но больших размеров и построенный с великим мастерством и точностью.
Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами.
Человек – просвещенная машина, искусный механизм, живое олицетворение беспрерывного движения.
Слайд 36

Жан-Жак Руссо (1712-1778) Изначально человеческая природа склонна к добру. Люди по

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)

Изначально человеческая природа склонна к добру.
Люди по своей природе

все равны, имеют одинаковое право на счастье.
В каждом заложена способность к развитию разума.
Слайд 37

Жан-Жак Руссо (1712-1778) Культура противоположна природе. Культура связана с разделением труда,

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)

Культура противоположна природе. Культура связана с разделением труда, которое толкает

человека к неравенству как источнику всех бед.
Сказав, - «Это мое!» - человек разрушает счастливую гармонию с природой…
Следует только сожалеть о распространении образования…
Слайд 38

Жан-Жак Руссо (1712-1778) Исправьте мнения людей, и нравы их сами собой

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)

Исправьте мнения людей, и нравы их сами собой сделаются чище.
Воспитание

– это развитие природной индивидуальности, но не разума.
Во избежание ошибок, воспитание должно быть публичным, открытым.
Слайд 39

Просвещение— одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с

Просвещение— одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная

с развитием научной, философской и общественной мысли.
Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию и Германию, а далее на всю Европу.
Особенно влиятельными были французские просветители.
Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека.
Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
Слайд 40

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ

Слайд 41

КАНТ ГЕГЕЛЬ ФЕЙЕРБАХ (1724-1804) (1770-1831) (1804-1872)

КАНТ ГЕГЕЛЬ ФЕЙЕРБАХ (1724-1804) (1770-1831) (1804-1872)

Слайд 42

Имануил Кант Цель трансцендентального идеализма состоит только лишь в том, чтобы

Имануил Кант

Цель трансцендентального идеализма состоит только лишь в том, чтобы

понять возможности нашего априорного познания предметов опыта.
Трансцендентальным является то, что хотя и носит доопытный характер, но делает возможным познание опыта.
В нашем знании всегда присутствуют априорные и апостериорные элементы.
Априорное – знание, предшествующее опыту и независящее от него, оно лишь оформляет чувственность.
Нельзя принимать деятельность разума без всяких условий, необходимо постоянно устанавливать границы.
Существует мир, независящий от наших ощущений и мышления – мир «вещей в себе». Этот мир, будучи трансцендентным, т.е. находящимся за пределами всякого возможного опыта, открывается только практическому разуму.
Рассудок всегда направлен на чувственно воспринимаемый материал. Благодаря наличию в рассудке априорных форм чувственно воспринимаемое многообразие мира подводится под единство понятий, т.е. мир воспринимается как нечто упорядоченное.
Деятельностью рассудка руководит разум. Он задает рассудку идеи о высших безусловных реальностях, к познанию которых должен стремиться рассудок.
Слайд 43

Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ Все действительное разумно, разумное – действительно! Первоосновой

Георг Вильгельм Фридрих

ГЕГЕЛЬ

Все действительное разумно, разумное – действительно!
Первоосновой мира

является самопознающая Абсолютная Идея. Она есть тождество субъекта и объекта, бытия и мышления.
Абсолютная Идея пребывает в состоянии постоянного развития, содержанием которого и является самопознание.
В своем развитии Абсолютная Идея проходит три этапа:
- на первом она находится в лоне чистого бытия, а именно, мышления, развивающегося по законам и в категориях диалектической логики;
- на втором она отчуждается в природу, т.е. природа – это ее инобытие;
- на третьем Абсолютная Идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в Абсолютном Духе.
Саморазвитие Духа идет по трем ступеням:
«субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание;
«объективный дух» - человеческое общество и три его формы: право, нравственность и государство;
«абсолютный дух» - искусство, религия, философия.
Слайд 44

Людвиг ФЕЙЕРБАХ Моей первой мыслью был бог, второй – разум, а

Людвиг ФЕЙЕРБАХ

Моей первой мыслью был бог, второй – разум, а

третьей и последней – человек.
Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога.
Идеализм необходимо отвергнуть, так как он упразднил конкретного человека.
Идеализм – это ничто иное как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы. Тогда как в основе философии – стремление раскрыть действительную природу вещей.
Религия и близкий к ней по духу идеализм возникают из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Человек – не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы.
Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом.
Первый объект познания для всякого ччеловека – это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования.
Слайд 45

События 18-19 ст. обнажили бессилие человеческого разума в объяснении и предотвращении

События 18-19 ст. обнажили бессилие человеческого разума в объяснении и предотвращении

дисгармонии и хаоса, которые стали содержанием общественной жизни.
Крах наполеоновской Франции в начале 19 ст. поставил под сомнение идеалы эпохи Просвещения.
в 30-40-е годы в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе, что вылилось в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.).
Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. также дискредитировала духовные ценности эпохи разума.
Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной индукции, Ампером- теории магнетизма, открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. И все это на фоне активного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем- телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника становились более ценной "философией", ибо их использование обещало новые блага.
Демографический взрыв: если в период с 6 в по 1800 г. население Европы не смогло превысить 180млн. человек, то начиная с 1800г. по 1914г. оно достигло 460 млн., то есть выросло более, чем в 2, 5 раза. Приход массы на арену истории ознаменовал одновременно и смещение акцентов в культуре.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 46

СЦИЕНТИЗМ АНТИСЦИЕНТИЗМ ПОЗИТИВИЗМ МАРКСИЗМ ИРРАЦИОНАЛИЗМ

СЦИЕНТИЗМ

АНТИСЦИЕНТИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ

МАРКСИЗМ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

Слайд 47

АНТИСЦИЕНТИЗМ направление в неклассической философии, отрицающее за разумом и наукой статус

АНТИСЦИЕНТИЗМ

направление в неклассической философии, отрицающее за разумом и наукой статус единственно

достоверного орудия познания.
Антисциентизм настаивает на том, что разум и наука ограничивают или подавляют человека.
Слайд 48

СЦИЕНТИЗМ - направление в неклассической философии, ориентированное на рациональное познание, идеалом которого полагается наука.

СЦИЕНТИЗМ

- направление в неклассической философии, ориентированное на рациональное познание, идеалом которого

полагается наука.
Слайд 49

ФИЛОСОФЫ-ИРРАЦИОНАЛИСТЫ Ф. Ницше (1844-1900)

ФИЛОСОФЫ-ИРРАЦИОНАЛИСТЫ

Ф. Ницше
(1844-1900)

Слайд 50

Слайд 51

ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ

Слайд 52

МАРКСИЗМ - определение места и революционной роли пролетариата в истории явилось

МАРКСИЗМ

- определение места и революционной роли пролетариата в истории явилось приоритетной

задачей этого направления.
Основоположниками направления, выступившего в качестве идеологии пролетариата, были немецкие мыслители
Карл Маркс Фридрих Энгельс
(1818—1883) (1820— 1895)
Слайд 53

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ Четко обозначилось выделение пролетарского

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ

Четко обозначилось выделение пролетарского

движения как самостоятельного отряда трудящихся отстаивающих свои права. Завершилось формирование ряда авторитетных политических и профессиональных организаций пролетариата. Классовая борьба пролетариев стала принимать все более развитые формы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Отмечается значительная пролетаризация населения, исчезновение промежуточных социальных групп. Избыток на рынке труда рабочей силы привел к ужесточению ее эксплуатации, что способствовало резкому обострению классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией.

СОЦИАЛЬНЫЕ

Стремительный рост материального производства на основе эксплуатации наемного труда. Бурно развивающаяся капиталистическая экономика стала ощущать на себе значительные проявления несоответствия между производительными силами и производственными отношениями: давала о себе знать анархия производства, кризисы перепроизводства.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Слайд 54

ПРЕДПОСЫЛКИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

ПРЕДПОСЫЛКИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Слайд 55

Основные принципы марксистской философии Для реализации своей приоритетной задачи марксисты выработали

Основные принципы марксистской философии

Для реализации своей приоритетной задачи марксисты

выработали ряд принципов, на первом месте среди которых находится диалектический материализм с идеей материального единства мира. На основе этого принципа было сделано (по оценке самих марксистов) великое открытие, заключающееся в материалистическом понимании истории.
Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции.
Общественное бытие определяет общественное сознание – этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу. Весь строй жизнедеятельности людей зависит, в конечном счете, от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
Слайд 56

Основные понятия марксистской философии Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей,

Основные понятия марксистской философии

Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей, своего

рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании.
Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве.
Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, определяющими среди которых являются отношения к собственности на средства производства.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил.