Древние философские школы Индии. Брахманизм, индуизм, йога

Содержание

Слайд 2

1)Брахманизм 2)Индуизм 3)Йога Содержание

1)Брахманизм
2)Индуизм
3)Йога

Содержание

Слайд 3

господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма.

господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма.
Брахманизм

включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта, санхья и йога, вайшешика и ньяя
Брахманизм связывал благополучие, долголетие человека и достижение им спасения с количеством и качеством жертвоприношений.

Брахманизм-

Слайд 4

История возникновения Брахманизм появился в Индии с расселением ариев по территории

История возникновения

Брахманизм появился в Индии с расселением ариев по территории полуострова

Индостан и закрепился к началу I тысячелетия до н. э..
Б. развился из ведической религии, от которой унаследовал анимистич. и тотемистич. воззрения и многобожие.
Слайд 5

Брахма, высшее божество брахманизма Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные

Брахма, высшее божество брахманизма

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто

короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе (Padmasana) или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки (акшамала), в другой – сосуд с водой (камандалу). Его взгляд Саумья (Saumya) и Ташмья (Tashmya) – счастливый и спокойный.Глаза его прикрыты в медитации.
Слайд 6

появился из золото яйца, находившегося в огромном первородном океане бог творения

  появился из золото яйца, находившегося в огромном первородном океане бог

творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти — так называемая «индуистская троица» — триада. Само понятие тримурти часто трактуется как божество, наиболее известным изображением которого — человек с тремя лицами. Считается также, что сами боги Брахма, Вишну и Шива — всего лишь аспекты, проявления тримурти. 
Брахму можно считать главным богом индийского пантеона. Ему принадлежит центральное место в триаде величайших богов. Он является творцом (сраштар), Вишна – сохранителем (ракшитар), а Шива – разрушителем (хартар).

Брахма-

Слайд 7

брахманы – создали учение о «карме» - возмездии. Это учение проповедовало,

брахманы – создали учение о «карме» - возмездии. Это учение проповедовало,

что душа переходит из одной телесной оболочки в другую, следуя карме – закону о посмертном воздействии человека на его дела при жизни.
Жрецы-брахманы имели высший статус, убийство брахмана считалось страшнейшим грехом
-отшельники создали свои священные тексты, так называемые араньяки («лесные книги»).

Жрецы брахманизма:

Слайд 8

Слайд 9

перерождение человека, которое осуществляется на основании кармы- воздаяния за греховность или

перерождение человека, которое осуществляется на основании кармы- воздаяния за греховность или добродетельность

прошлой жизни. Согласно учению брахманизма в Индии, добродетельный человек будет перерождён в теле человека, занимающего высокое общественное положение или вовсе небожителя.

Основа вероучения

Слайд 10

Брахманизм развил древнее ведийское учение и создал почву для возникновения новой

Брахманизм развил древнее ведийское учение и создал почву для возникновения новой

религиозной системы, пришедшей ему на смену — индуизма.
Слайд 11

одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций[1]

 одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций[1] и философских

школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (вечный закон).

Индуизм-

Слайд 12

Шива. Шива являет единство многих аспектов. Его почитатели, шиваиты, считают, что

Шива. Шива являет единство многих аспектов. Его почитатели, шиваиты, считают, что разрушение

должно обязательно предшествовать сотворению, следовательно, Шива участвует в мироздании и переменах. Изображается Шива по-разному – иногда в образе аскета, тело которого натерто белым пеплом, сидящим в Гималаях на тигровой шкуре в постоянной медитации.

Боги и их культуры

Слайд 13

Бог Шива

Бог Шива

Слайд 14

Вишну чаще всего предстает в роли Охранителя, в отличие от Творца

Вишну чаще всего предстает в роли Охранителя, в отличие от Творца –

Брахмы и от разрушителя Шивы. По верованиям своих почитателей, вайшнавов, Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы. Изображения Вишну обыкновенно темно-синего цвета, он четверорук и в каждой из рук держит по символу: морскую раковину, диск, булаву, лотос. Иногда Вишну изображают возлежащим на кольцах огромного многоглавого змея, Ананты, вместе со своей супругой Лакшми, богиней процветания, сидящей у его ног, а из пупа Вишну произрастает лотос с Брахмой
Слайд 15

Бог Вишна

Бог Вишна

Слайд 16

Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии, являются Рама и

Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии, являются Рама и

Кришна. Царский сын Рама, герой Рамаяны, является воплощением образа совершенного правителя, а его супруга Сита – идеальная индуистская жена. Кришне, предмету любви и почитания бхактов, поклоняются как шаловливому ребенку, наделенному, однако, огромной силой, как темнокожему любовнику, который играет на флейте, вступает в любовные игры с пастушками, самую любимую из которых зовут Радха, а также как зрелому герою эпоса Махабхарата и вероучителю из Бхагавадгиты.
Слайд 17

Бог Кришна

Бог Кришна

Слайд 18

Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их

Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их

лежат несколько определенных фундаментальных положений.
За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, где продолжает новую жизнь.
Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУИЗМА

Слайд 19

Вселенная и наивысшая реальность. Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний

Вселенная и наивысшая реальность. Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний происхождения

и устройства Вселенной. Согласно одной теории, в начале бог-демиург Брахма образовал мир из первичной материи. Согласно другой, мир явился готовым из золотого зародыша. Согласно третьей, все в мире создано из сущности универсального духа, Брахмана. В физическом плане Вселенная имеет форму яйца и делится на 14 регионов, где Земля – седьмая сверху.

ИНДУИСТСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ

Слайд 20

Каждый индуист принадлежит от рождения к определенной касте и не может

Каждый индуист принадлежит от рождения к определенной касте и не может

поменять свою кастовую принадлежность. Жену он должен взять из своей же касты; род его занятий также будет традиционным для этой касты. Все касты занимают определенное место в кастовой иерархии. Верхнюю ступень этой лестницы обычно занимают касты священнослужителей, брахманов, ниже располагаются касты торговцев, земледельцев, ремесленников и слуг.

КАСТОВОЕ ОБЩЕСТВО

Слайд 21

Индуистские священные тексты делят на две основные категории: шрути, или тексты

Индуистские священные тексты делят на две основные категории: шрути, или тексты божественного

откровения, и смрити, традиционные книги известных авторов. Вся литература шрути написана на санскрите, языке Древней Индии, литература смрити использует как санскрит, так и региональные языки.

СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Слайд 22

Йога

Йога

Слайд 23

Йога – это религиозно-философское учение Индии, разработавшее систему и методы самопознания

Йога – это религиозно-философское учение Индии, разработавшее систему и методы самопознания

человека, управление собственной психикой и физиологическими процессами организма; система физических упражнений, способствующая такому управлению.
Слово йога имеет множество самых разных значений и происходит от корня yuj, что переводиться как: упряжка, крепко держать, соединять, связывать.
Слайд 24

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об

этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно — веды. В «Ригвёде» (одной из четырех вед), создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается и о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.

История возникновения йоги

Слайд 25

В Индии йогов можно разделить на две группы: йоги-философы и йоги-практики.

В Индии йогов можно разделить на две группы: йоги-философы и

йоги-практики. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги, а именно Хатха-йоге. При этом йоги-практики подразделяются на непрофессионалов и профессионалов. Непрофессионалы — это люди разных профессий, занимающиеся йогой ради здоровья либо для развития своих способностей, гармонии, то есть физического, психического и духовного совершенствования. Для них Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры,
Слайд 26

Слайд 27

Йога - единение Брахмана и Атмана, то есть источника всего сущего

Йога -  единение Брахмана и Атмана, то есть источника всего

сущего или некоего истинного уровня реальности с его проявлением в каждом из человеческих существ. Ни больше, ни меньше. Здесь намеренно не приводится никакой другой формулировки, поскольку есть люди верующие, неверующие, буддисты, христиане, научные атеисты в конце концов, и каждый из них имеет своё собственное мнение относительно принципов мироздания и "источника всего сущего". Йога не требует от адепта принадлежности к определённой конфессии, хотя исторически сложилось, что свое развитие йогические практики получили в контексте духовных учений Востока - индуизма, буддизма, даосизма, и это влияние существенно, особенно на "продвинутых" этапах практики, связанных с визуализациями, мантрами и т.п. 
Слайд 28

Автор Йога Сутр (ученые относят этот текст ко 2-3 векам нашей

Автор Йога Сутр (ученые относят этот текст ко 2-3 векам

нашей эры) - индийский мудрец Патанджали описывает восемь составных частей йоги. По порядку это: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Рассмотрим их подробнее:
Слайд 29

Яма- это этические предписания, хотя в более глубоком понимании их скорее

Яма- это этические предписания, хотя в более глубоком понимании их

скорее можно трактовать не как какие-то религиозные догмы, а как практику самоконтроля по отношению к своему функционированию в социуме. Включает: отказ от насилия, честность, воздержание от ненужных трат энергии (в том числе и сексуальной энергии) и непривязанность к материальным вещам.

Яма

Слайд 30

Слайд 31

Нияма - следующая группа предписаний: внешняя и внутренняя чистота тела, удовлетворённость

Нияма - следующая группа предписаний: внешняя и внутренняя чистота тела, удовлетворённость

тем что имеешь, настойчивость в практике, изучение священных текстов или самообучение, непривязанность к плодам своей деятельности и посвящение результата действий Ишваре (Высшей реальности или Богу).

Нияма

Слайд 32

Асана - поза, должна обладать устойчивостью и удобством. Это достигается расслаблением

Асана - поза, должна обладать устойчивостью и удобством. Это достигается расслаблением

и сосредоточением на Бесконечном. Практика асан минимизирует влияние любых негативных факторов на тело. Асаны бывают "тренировочные" - для очищения и укрепления энергетических центров и каналов "тонкого" тела (посредством очищения, укрепления и гармонизации физического тела), и "медитативные" - это падмасана ("поза лотоса") с вариантами. Патанджали описывает только несколько последних, предназначенных для сидячей медитации, а разнообразные "йогические навороты" описаны в других классических текстах, например в "Гхеранда Самхите".

Асана

Слайд 33

Слайд 34

Пранаяма - практики осознанного регулирования дыхания, с целью контроля и гармонизации

Пранаяма - практики осознанного регулирования дыхания, с целью контроля и гармонизации

течения тонкой энергии - "праны", что в свою очередь помогает овладеть своим сознанием и расширить границы восприятия реальности.

Пранаяма

Слайд 35

Пратьяхара - полное стягивание внимания "во внутрь". Как черепаха втягивает под

Пратьяхара - полное стягивание внимания "во внутрь". Как черепаха втягивает под

панцирь свои лапы, йогин при необходимости втягивает чувства восприятия внешних объектов и сосредотачивается на внутреннем.

Пратьяхара

Слайд 36

Дхарана - сосредоточение, концентрация на объекте или процессе практики. Дхьяна -

Дхарана - сосредоточение, концентрация на объекте или процессе практики.
Дхьяна - "углубление" концентрации и

формирование непрерывного потока между воспринимающим и объектом сосредоточения.

Дхарана и Дхьяна

Слайд 37

Самадхи - "вовлечение" в объект (в данном случае - высшую реальность,

Самадхи - "вовлечение" в объект (в данном случае - высшую реальность,

изначальное состояние ума, Божество) и полное погружение в него, состояние единства с ним. На русский можно перевести как "самостность", "свершение", "завершение".

Самадхи

Слайд 38

Последние три пункта Патанджали включил в раздел "Совершенных способностей". И в

Последние три пункта Патанджали включил в раздел "Совершенных способностей". И

в совокупности дхарана, дхьяна и самадхи, есть самьяма. Посредством самьямы над выбранным объектом, можно постичь свойства этого объекта и обрести в следствии этого определённые качества или способности. Например путём самьямы над луной приходит знание расположения звёзд, а благодаря самьяме на пупочной чакре, приходит знание строения тела. Грубо говоря адепт начинает воспринимать реальность вне зависимости от каких либо ограничений (пространства, времени и т.п.)
Слайд 39

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/INDUIZM.html http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/ind.htm http://sr.artap.ru/brahmanism.htm http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutanc/474-brahmanism-and-buddhism http://yoga.sgu.ru/content/istoriya-vozniknoveniya-iogi http://www.prosvetlenie.org/mystic/3/19.html Источники

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/INDUIZM.html
http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/ind.htm
http://sr.artap.ru/brahmanism.htm
http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutanc/474-brahmanism-and-buddhism
http://yoga.sgu.ru/content/istoriya-vozniknoveniya-iogi
http://www.prosvetlenie.org/mystic/3/19.html

Источники